Игры онлайн

Игры онлайн

» » Интересные деловые игры для студентов примеры. Деловая игра (примеры)

Интересные деловые игры для студентов примеры. Деловая игра (примеры)

Заметили, что сотрудники не вовлечены в рабочий процесс, разрозненны, не инициативны? Деловая игра поможет решить эти и многие другие проблемы. Подробнее об этом методе воздействия на персонал, а также советы по проведению игр, читайте в статье. Бонус - 5 готовых сценариев игр.

Из статьи вы узнаете:

Что значит деловая игра

Деловой учебной игрой называют имитацию рабочего процесса, моделирование и воспроизведение реальных ситуаций, с которыми сталкиваются сотрудники. Участники выполняют действия, которые приведут к достижению поставленной цели.

Во время игры сотрудники анализируют успешную модель поведения, перенимают ее, стараются избегать тех действий, которые привели других к провалу. Получается, что они приобретают опыт через деятельность, общение в деловой игре, а это считается самым успешным способом усвоения информации.

Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, как обучить менеджеров по продажам необычно. Проводите .

Справка : упоминания о деловых играх встречаются с 17-18 века. С помощью имитации действий обучали молодых военнослужащих. Постепенно такая форма обучения и мотивации распространилась по всем отраслям, появилось множество вариаций игр, разработанных для развития личностных и профессиональных качеств.

Цель деловой игры определяет руководитель. Их на сегодняшний день существует много:

  • образование команды;
  • знакомство сотрудников друг с другом;
  • оценка персонала;
  • развлечение коллектива;
  • соревнования;
  • обучение.

После проведения деловых игр с персоналом, улучшается психологический климат в коллективе, у работников появляется азарт, они становятся мотивированными, вовлеченными и инициативными.

Пример

В компании Дельта расширили количество предлагаемых услуг. Сотрудникам нужно было научиться работать с большим количеством разных клиентов. У сотрудников значительно возросла нагрузка. При этом часть менеджеров с ней справлялись, а часть нет. Руководитель Илья решил ежедневно проводить деловые игры, ограниченные по времени. Он разделил коллег таким образом, чтобы в каждой команде был 1 сильный игрок и несколько слабых. Во время выполнения заданий сотрудники обменивались опытом, брали пример с других, совместно обсуждали недочеты. Буквально через несколько недель Илья заметил, что проблема хоть и не решилась, но стала менее острой. Число ошибок сократилось, обстановка нормализовалась, а работники стали более уверенными в себе.

Возникла проблема? Старожилы выживают новичков? Журнал «Директор по персоналу» расскажет, .

Особенности деловых игр

Подбирать деловые игры нужно, опираясь на потребности, возможности и другие параметры. Эксперты-практики выделяют 4 основных направления:

  1. Обучающие игры.
  2. Поисковые игры.
  3. Констатирующие игры.
  4. Смешанные игры.

Все эти игры можно проводить как в пределах офиса, так и в специально отведенных местах. Задания могут быть ограниченными по времени, сжатыми.

Оценивать действия персонала может как группа экспертов, так и непосредственные организаторы мероприятия.

С помощью деловой игра вы можете не только «прокачать» действующий персонал, но и набрать отличных специалистов. Проведите с ним игру, а потом проанализируйте результаты . Сделать это правильно вы можете с помощью материала «Системы Кадры».

Отличия тренинга от деловой игры

Не путайте тренинги с деловыми играми - они имеют существенные отличия, поэтому не могут быть взаимозаменяемыми. Результат также разнится. Чтобы понять особенности того и другого метода развития сотрудников, можно сопоставить обязательные признаки деловой игры и тренинга.

Сравнительная характеристика

Тренинги

Признаки деловой игры

  • нет ограничений или они минимальны;
  • рассматривается отдельный аспект ситуации;
  • работа с конкретными качествами и умениями;
  • выступает эксперт, который изначально озвучивает теорию, а только затем дает практическое задание;
  • ученики чаще работают в одиночку, а не в командах.
  • регламентированы этапы и правила;
  • моделируемые ситуации включают множество факторов;
  • минимум теории, максимум практики;
  • возможность общаться с коллегами, совместно справляться с поставленной задачей;
  • в основе лежит проблема, над которой работают участники.

Некоторые работодатели организовывают для сотрудников выездные тренинги, например, в выходные дни за городом или недельные за границей. Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, есть ли смысл .

Примеры деловых игр

  1. Бюро расследований

Цель : образование команды, сплочение коллектива, обучение планированию и работе с информацией.

Время проведения : 3-4 часа.

Количество человек : от 5.

Описание: около Норфолка на востоке Англии в отеле совершено странное преступление. Предложите участника сопоставить известные факты, улики, свидетельские показания, чтобы выйти на след преступников, решить детективную головоломку.

Примечания: заранее дополните сюжет деталями или импровизируйте.

  1. Sky Work

Цель: развить коммуникативные навыки, научить решать бизнес-задачи, вести деловые переговоры, планировать.

Время проведения: 3-4 часа.

Количество человек: от 12.

Описание: участники представляют себя в роли сотрудников международной компании. Они выполняют крупные проекты. Цель - увеличить прибыльность бизнеса, выполнив максимальное количество задач в сжатые сроки. Попросите сотрудников предложить идеи, составить план действий, защитить свои идеи.

Примечания: вы можете проводить деловую игру при выполнении текущих проектов, а итоги подвести в конце месяца или полугодия.

Эксперты «Системы кадры» расскажут о том, как нестандартно поощрить сотрудников .

  1. Главная мишень

Цель: увеличить эффективность продаж, научить общаться с клиентами, презентовать товары или услуги, устанавливать психологический контакт.

Время проведения: 1-3 часа.

Количество человек: от 5.

Описание: сотрудники должны мотивировать клиента на покупку, выявить его личные предпочтения, увеличить число продаж. Разделите коллектив на группы, попросите каждую из них составить план и защитить его.

Примечание: вы можете устроить соревнование без отрыва от работы, но в этом случае сотрудники будут работать с реальными клиентами компании. Подводите итоги, опираясь на число привлеченных покупателей, размер прибыли или другие параметры.

Используйте готовый кейс « » от журнала «Директор по персоналу».

  1. Изо всех сил

Цель: развитие коммуникативных навыков, обучение планированию, принятию решений.

Время проведения: 1-3 часа.

Количество человек: от 5 человек.

Описание: в ходе деловой игры воссоздается рабочий день, наполненный заданиями разной сложности. Ставьте перед сотрудниками цели, следите, как они достигают их. Выигрывает тот, кто сделает больше всех дел, допустит минимум ошибок.

  1. Камни и монеты

Цель: обучение планированию, работе в команде , управлению рисками.

Время проведения: 1-3 часа.

Количество человек: от 15 до 50 человек.

Описание: участников разделяют на конкурирующие команды. Они должны добывать и продавать драгоценные камни. Предложите участникам составить план действий и обосновать его.

Используйте и другие деловые игры на коммуникацию или обучение. Разрабатывайте их самостоятельно или берите в качестве основы типовые задания. Главное, чтобы сотрудники не знали правильного решения заранее.

Совет №1. Четко определяйте цели, прежде чем выбрать игру

Чередуйте серьезные задания с развлекательными. Сотрудникам должно быть интересно.

Совет №2. Создавайте позитивную атмосферу

Не начинайте критиковать прилюдно, если сотрудник не справляется. Иначе у него пропадет мотивация , человек разубедится в своих способностях. Чтобы от игр была максимальная польза, эксперты рекомендуют делать акцент на недочетах в целом, но не указывать на ошибки конкретного игрока.

Совет №3. Не принуждайте сотрудников

Если заставить сотрудников участвовать в деловых играх на выходных, после работы или в обеденный перерыв - это не принесет никакой пользы, а вызовет волну недовольств.

Совет №4. Следите, чтобы игроки соблюдали правила

Контролируйте процесс. Если между участниками возникают конфликты - подавляйте их. В противном случае вместо положительного результата вы добьетесь прямо противоположного эффекта.

Совет №5. Не проводите игры в период повышенной нагрузки

Сотрудники не смогут сосредоточиться, сконцентрироваться, так как их мысли будут заняты другим.

Читайте о деловых играх в «Системе Кадры». В материале вы найдете разновидности игр, этапы их проведения и способы оценки результатов. Информация позволит избежать распространенных ошибок, которые приводят к непредсказуемым результатам.

Деловая игра - не только метод обучения, но и способ создать уютную дружескую атмосферу в организации. Будьте ближе к подчиненным, активно участвуйте в мероприятиях. Придумывайте новые и увлекательные задания, чтобы сотрудникам не было скучно и неинтересно их выполнять. При необходимости привлекайте экспертов.

СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

ДЛЯ менеджеров отдела продаж

«Продажа, ориентированная на клиента»

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:

Пошаговое прохождение существующего в Компании бизнес-процесса в области продаж.

Отработка навыков проведения переговоров с клиентами (работа с возражениями, аргументация экономических выгод и пр.).

Отработка согласования условий работы (контракта) с клиентами на основе принятой корпоративной стратегии.

Выработка и тренировка совместной стратегии взаимодействия специалистов по продажам Компании с клиентами.

ДЕНЬ 1-й – «Эффективное начало взаимодействия с клиентом»

Блок тренинга

Цель

Форма работы

Хронометраж

0. Объяснение

целей и формата

мероприятия,

запуск групповой

динамики.

- мотивация группы;

- определение форм

- взаимодействия внутри команд;

- разделение на группы.

- презентация тренера;

- обсуждение в группах;

- презентация результатов работы групп.

10.00 – 10.45

1. Цели и содержание деловой игры

- понимание роли клиентов;

- понимание факторов,

влияющих на работу;

- формулирование целей деловой игры;

- понимание содержания.

- презентация тренера;

- групповая дискуссия

10.45 - 11.00

Кофе-пауза

2. Личный вклад продавца в процесс продажи

- Параметры личного вклада: объем, направление, качество

- Личные качества лежащие в основе личного вклада

- Управление личным вкладом

- презентация тренера;

- групповая дискуссия

11.00 – 11.45

3. Взгляд на партнера по переговорам, как на личность

- Формирование позитивной, профессиональной атмосферы

- Повышение интереса собеседника к обсуждаемым вопросам

- Внимательное отношение к реакции собеседника на переговорах

- Подтверждение собственного профессионального статуса

- Типология клиентов

- презентация тренера;

- составление «портретов» типовых клиентов

11.45 – 13.00

ОБЕД

3. Значение профессионализма в проведении переговоров

- Профессионализм в проведении переговоров с точки зрения экономической выгоды компании

- Суть переговорного процесса при обсуждении специализированных вопросов

- Задачи профессионала в общении с клиентом на переговорах

- презентация тренера;

- групповые переговоры по нейтральному кейсу;

-

14.00 - 16.30

Кофе-пауза

4. Подготовка к переговорам

- Определение цели переговоров

- Выяснение критериев, влияющих на принятие решений клиентом

- Прогнозирование и учет возможных возражений

- Проработка структуры беседы

- презентация тренера;

- фиксация материала

участниками.

16.45 - 17.15

5. Подготовка к переговорам (практика)

- Подготовка к взаимодействию с клиентом в рамках практического кейса (каждая команда участников получает описание типовой ситуации: 1. клиент − физическое лицо; 2. клиент − юридическое лицо)

- изучение кейса;

- работа в команде;

17.15 – 17.45

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 1-го ДНЯ

17.45 -18.00

ДЕНЬ 2-й – «Создание условий для позитивного завершения переговоров по продаже»

Блок тренинга

Цель

Форма работы

Хронометраж

Определение формата 2-го дня

Презентация тренера.

10.00 – 10.15

6. Выяснение ситуации клиента

Основные области выяснения

Условия совершения сделки

Личные интересы представителя клиента

Алгоритм принятия решения

- мини-лекция

- разбор результатов с использованием видеосъемки

10.15 – 13.00

ОБЕД

7. Аргументация на переговорах по продаже

- Анализ свойств предложения, используемых в качестве аргументов на переговорах

- Аргументированное представление преимуществ и выгод на основе демонстрации экономического эффекта

- Эффективное представление аргументов и предложений

- Работа с возражениями клиента

- мини-лекция

- переговоры с условными клиентами в формате ролевой игры

- разбор результатов с использованием видеосъемки

14.00 – 16.30

Кофе-пауза

8. Составление коммерческого предложения с учетом особенностей клиента

- Коммерческое предложение как сумма достигнутых договоренностей

- Условия повышения вероятности принятия решения о покупке

- групповая работа;

- презентация условий коммерческого предложения с позиции соблюдения в них интересов компании

16.45 – 17.45

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 2-го ДНЯ

17.45 – 18.00

Описания программы деловой игры командообразования

Цель мероприятия:

Сплочение команды и формирования позитивной управленческой культуры.

Задачи мероприятия:

    повысить сплочённость команды;

    получить опыт эффективного взаимодействия в команде;

    усовершенствовать методы распределение обязанностей и ответственности, а также ролей между членами команды;

    объединение вокруг общей цели;

    избежание конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия;

    выработка совместных решений.

Время

Упражнение

Описание

Задачи, решаемые в процессе упражнения

15.00 – 15.20

Вступление

Вступительное слово представителя Компании и Консультантов.

    Презентация целесообразности мероприятия

    Постановка целей на предстоящее мероприятие

    Представление формата мероприятия

«Презентация»

Участники делятся на группы по 15-20 человек. В каждой группе участники делятся на пары. Сначала первый участник рассказывает второму самое главное о себе, потом они меняются. Далее первый участник презентует группе второго, а второй первого.

Знакомство участников;

Формирование дружеской атмосферы;

Устранение напряжения участников;

Установление контакта с группой.

16:00 – 16:30

«Спасение утопающих»

Упражнение происходит в группах по 15-20 человек.

У членов команды имеются небольшие площадки. Задача команды: удержаться всем вместе на минимальном количестве "плотов".

    Сплочение команды

    Выработка совместных решений

16.45 – 18.30

«Управленческая Башня»

Участники делятся на 2 команды. Участники занимают определенные роли в команде, в соответствии с этими ролями определяются их функции и ограничения (распределение людей по ролям происходит в соответствии с поставленной задачей).

Раздаются водные условия игры (в соответствии с ролями). Ставиться общая задача: Построить башню с определенными параметрами.

Вводятся правила коммуникации (общение вертикальное, горизонтальное только между топами).

    Понимание необходимости работать в команде

Выработка навыка эффективной коммуникации при решении групповой задачи;

Эффективное принятие группового решения;

Избежание конфликтных ситуаций в ходе принятия совместного решения.

18:45 – 19:45

Выработка правил эффективной работы в команде в финансовом блоке.

Выработка критериев эффективности команды. Постановка целей для команды.

Участники делятся на минигруппы. Каждая минигруппа вырабатывает на основе своего опыта и опыта, полученного в ходе упражнений свой набор правил. Далее правила презентуются группами друг другу, сводятся в единый список, утверждаются группами.

    Навыки коммуникации в команде

    Навыки презентации

    Навыки принятия решений в команде.

19:45 – 20:00

Подведение итогов

    Резюмирование пройденного материала и достигнутых успехов

    Выработка краткого плана действий по достижению желаемых целей.

Деловые игры разрабатываются под конкретную команду, для достижения конкретных результатов.

Разработка сценария деловой игры под потребности Заказчика за 3 дня. Стоимость проведения 30 000 руб / день Консультации по телефону бесплатно. Еще немного про деловые игры: Участники погружаются в заранее спланированную игровую ситуацию, со своими «подводными камнями», которая может моделировать непростые рабочие моменты. Деловая игра позволяет выйти из привычного ежедневного ритма, посмотреть на ситуацию с другой стороны, «поиграть» различными способами. Игровой процесс позволяет снять напряженность и в результате происходит более полное высвобождение потенциала участников, который потом закрепляется в реальных ситуациях. Очень хорошо под деловую игру моделируются «длинные» продажи, многоходовые комбинации, тендеры, оперативные разработки, где важно продумывать каждый шаг и вымерять каждое действие. Деловая игра органично включает в себя элементы бизнес-тренинга, группового и индивидуального коучинга, стратегической сессии. Деловая игра может моделировать те события, которые планируются в компании и есть возможность проанализировать действия и результат заблаговременно. Насколько деловая игра может быть легкой, сложной, где расставлены акценты и приоритеты – все это изменяемые параметры, в зависимости от потребности организации и уровня участников. В этом формате можно сделать все: менеджеру дать почувствовать себя директором, производственнику продавцом, продавцу владельцем. Деловая игра может дать возможность больше понять другого человека, взглянуть на бизнес под другим углом. Ход деловой игры всегда может уйти туда, куда нужно организатору. Мы можем столкнуться с определенной проблемой в игровой, эмоциональной форме и сразу найти пути ее решения, инновационным, не рутинным способом. В деловой игре очень ярко проявляются личные качества участников, поэтому часто этот формат сопрягается с оценкой персонала на определенные компетенции. Например, при формировании кадрового управленческого резерва, так как в групповой работе деловой игры, неизбежно проявление лидерских и организационных качеств, ориентацию на результат и достижения. Деловая игра позволяет объединить коллектив и взглянуть на скрытые противоречия, заложенные в нем.

Несмотря на то, что процедура деловой игры существует не первый десяток лет, сейчас корпоративные деловые игры (КДИ) - это новый ответ на вопросы: «Как прогнозировать развитие бизнес–событий?», «Как влиять на организацию и рынок?», «Как развивать и обучать персонал?» Корпоративная деловая игра - это полномасштабное мероприятие, рассчитанное по времени на 8 - 36 часов групповой работы, имеющее единую задачу и структуру проведения. (Здесь не обсуждается деловая игра, как элемент тренинга). Деловая игра – это условное воспроизведение, имитация, моделирование реальной ситуации, реальной деятельности, которую осваивают участники. Разумеется, темы КДИ могут быть разными. Чаще всего темы связаны с планируемыми в компании изменениями: новые бизнес-процессы, новые подразделения, расширение ассортимента, выход на новые рынки, слияния, необходимое командное взаимодействие и др. Темы практически не ограничены, главное - возможность их описать и структурировать. В корпоративной деловой игре моделируется процесс деятельности руководителей и специалистов, где организация рассматривается как единое целое, состоящее из частей. Апогеем КДИ является полная имитация внедряемых компанией изменений с применением масштабирования времени! Количество персонала, которое участвует в корпоративной деловой игре, от 6 до 300 сотрудников, которые действительно задействованы в прорабатываемых задачах. Как создаются корпоративные деловые игры? Это творческий процесс в котором участвуют две стороны: разработчики игры (представители тренинговой компании) и постановщики задач (сотрудники компании). Причем задача на проведение КДИ должна быть одна, например, отладить взаимодействие двух структур (компаний, подразделении и др.) или отработать бизнес-процессы при освоении нового региона, нового продукта и др., а подзадачи, решаемые в процессе КДИ, более многообразны. Например, подзадача контроля, постановки задач, передачи информации и др. В КДИ за счет прописывания бизнес процессов можно действительно понять и увидеть реальность исполнения, где есть ошибки, где есть избыточность и где есть недостаточность действий или ресурсов. Запрос клиента необходимо тщательно изучить, после чего воплотить задачу в деловую игру, которая является подобием реальной бизнес–жизни. Таким образом, у клиентов появляется возможность как посмотреть, что происходит сейчас, так и понять, какие изменения провести, чтобы компания функционировала максимум продуктивно. И, наверное самое важное, прямо в деловой игре осуществляются преобразования как в людях, так и в организации, которые ведут компанию к новым результатам! В чем преимущества КДИ для компании? Мы считаем, что преимущества КДИ следующие.

1.Совместность, всеобщность, сплочённость. Эффект кирпичной стены. В ходе выполнения деловой игры сотрудники не просто участвуют, как в обычном упражнении, они проживают этот момент, эмоционально вовлекаются в деятельность, воспринимают игровую модель реально. В процессе работы увеличивается сплочённость, эффективное достижение результата невозможно без участия всех участников тренинга. «Для того чтобы построить крепкую стену дома необходимо, чтобы каждый кирпич занимал своё место», без участия всех невозможен успешный результат. И в игре это очень чётко ощущается, чувствуется каждым.

2.Обучение происходит совместно, одновременно, но целенаправленно. Эффект муравейника. Деловая игра предполагает обучение в едином ритме для всех участников, однако, помимо совместной, каждый выполняет и свою чётко обозначенную роль, что предполагает: работу в разноплановом режиме, в командном режиме, в режиме самостоятельной деятельности. Эти направления усиливают воздействия на участника и предполагают от него максимальную отдачу.

3.Общение в процессе игры максимально приближено к реальной жизни. Эффект перехода от карты к кладу. Деловая игра реальна для участников на момент её проведения. На момент игры люди видят друг друга в ролях, и как следствие, взаимодействуют друг с другом на уровне жизненных отношений.

4.Индивидуальность предлагаемой игры и возрастающая эффективность. Эффект сита, отсев шелухи. Деловая игра увеличивает эффективность в случае её индивидуальной, персонализированной разработки, так как возвращает людей в реальные условия их непосредственной деятельности, выявляет возможную проблематику. Она способна выявить реальную конфликтность, сложности и моменты длительных согласований. Это помогает выявить реальные факты, мешающие дальнейшему возможному развитию, и разрешить их или обозначить в ходе общего группового анализа.

5.Цельность, целостность и длительность игры. От одного ростка к лесу. Целостность КДИ и последовательность позволяет воссоздать всю гамму корпоративных отношений, возможностей и сложностей. Шаг за шагом, продвигаясь в моделировании, мы создаем полную картину.

И в конце мы хотим привести несколько примеров КДИ, которые были реализованы для клиентов. На этих примерах, можно схватить суть и понять сущность корпоративный деловых игр. КДИ «ОСВОЕНИЕ НОВОГО РЕГИОНА» Концепция КДИ и описание логики развития событий. КДИ строится и развивается как моделирование развития нового региона. Несколько конкурентов одновременно выходят на рынок с продуктовой линейкой, которая на 80 % совпадает по характеристикам, а на 20 % отличается. То же процентное соотношение характеризует и преимущества компании. КДИ проходит как ряд закономерных для становления и развития стадий регионального представительства. Тренер по ходу игры перед каждым логическим блоком делает теоретическую вставку на ту или иную тему. Затем дается вводная, которая описывает, во-первых, состояние внешней среды, во-вторых, цели, которые ставит центральный офис. Затем дается определенное время на планирование и реализацию тех или иных действий. В деловой игре применяется масштабирование времени, когда, к примеру, каждые 10 – 20 минут в игре равны одному месяцу в реальной жизни. Таким образом расставляются ключевые точки, контролирующие успешность деятельности той или иной компании. После каждого этапа развития компании (логического блока деловой игры) производится подведение итогов с начислением командных и индивидуальных баллов, что отражается на специальном показательном игровом листе. Также рассматривается поведение той или иной команды с анализом и рекомендациями на будущее. Заканчивается каждый блок, как и начинается, теоретической вставкой. Деловая игра в целом завершается общим подведением итогов, награждением победителей и постановкой целей на саморазвитие и развитие подотчетного региона. Что получают и чему обучаются участники.

Модель поведения в реальных условиях.

Теоретическое обоснование методов конкурентной борьбы.

Навыки самоуправления и управления командой в условиях, приближенных к реальным.

Обратная связь (как количественная, так и качественная) о своих преимуществах и слабых местах.

План собственного развития.

Логические блоки деловой игры.

1.Анализ рынка и постановка целей.

Анализ рынка, SWOT-анализ (сила, слабость, возможности, угрозы).

Поиск дилеров, изучение слабых и сильных сторон.

Исследование субдилеров.

Исследование потребительского спроса.

Постановка задач и целей.

Типы и подчиненность целей:

§стратегические цели,

§тактические цели,

§оперативные цели.

Планирование ключевых областей деятельности и модель SMART.

2.Выход на рынок.

Последовательность шагов.

Выбор и реализация стратегии взаимодействия с дилерами.

Договор и договоренности с дилерами.

Контакты с субдилерами.

3.Рост представительства.

Понимание конкурентной позиции и маркетинговой стратегии.

§Лидер, претендент на лидерство, развивающаяся компания, подражатель, занимающий нишу.

Разработка тактических способов реализации стратегии.

Конкурентный анализ с выработкой связанных действий.

§Угроза со стороны новичков рынка.

§Рыночная сила клиентов фирмы.

§Угроза товаров-заменителей.

§Интенсивность соперничества между конкурирующими фирмами.

Влияние на канал сбыта.

§Стратегии проталкивания и протаскивания.

§Оказание влияния на дилеров и субдилеров.

4.Зрелость. Позиционирование компании и товара – выделение отличительных устойчивых преимуществ по отношению к конкурентам в глазах клиентов.

Позиционирование товара/услуги для выделенных целевых сегментов.

Обучение дилеров и субдилеров позиционированию.

Технологии стимулирования сбыта.

Стимулирование дилера.

Стимулирование субдилера.

Описание бизнес-процессов в продажах. Оптимизация информационных потоков. Территориальный анализ и классификация заказов.

АВС – анализ (однофакторный).

Портфельный анализ (двухфакторный).

Классификация подходов к личным продажам и осознание собственной роли.

Торговля, стимулирующая отклик.

Торговля, ориентированная на удовлетворение потребностей.

Торговля, ориентированная на решение проблемы.

Консультативная торговля.

Планирование стратегии торгового процесса (от незнакомого клиента к постоянному). Планирование стратегии ведения переговоров во время встречи (от приветствия до прощания).

5.Сложные рыночные ситуации, кризисы, неожиданные действия конкурентов, клиентов (на примере данного блока рассматривается такая тема, как сэлфменеджмент, потому что именно в сложных ситуациях проявляется способность человека управлять собой и окружающим). Планирование и постановка целей.

Основные характеристики целей. - Оперативные, тактические и стратегические планы. - Понимание ключевых областей деятельности. - Оценка персонала.

Самостоятельная постановка задач.

Время выполнения. - Реальность выполнения. - Четко сформулированный ожидаемый результат. - Описание средств решения задачи и их доступность. - Описание алгоритма решения задачи (в случае если задача не творческая). - Привлекательность.

Принятие решений.

6 шагов принятия решения. - Ошибки при принятии решения.

Контроль и оценка деятельности.

Методы контроля. - Правило минимизации.

КДИ «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» Концепция проведения. КДИ «Эффективное взаимодействие» нацелена на развитие взаимодействия двух компаний (поставщик - клиент, компания – дистрибьютор и др.) или отделов внутри компании (отдел маркетинга – продажи и др.) и любых других структур. КДИ «Эффективное взаимодействие» позволяет моделировать взаимодействие двух (трех или более) структур, проводить диагностику сильных и слабых мест, создавать новые технологии взаимодействия. В процессе реализации деловой игры происходит отлаживание, шлифование необходимых связей, участники приобретают необходимые коммуникативные и когнитивные навыки, которые способствуют взаимодействию. Одно из свойств деловой игры - универсальность, которая позволяет переносить задачи в режим реального игрового проигрывания, в котором происходит как решение, так и дальнейший анализ причин. Задачи, решаемые в деловой игре, есть действующие задачи, которые необходимо прорабатывать для повышения эффективности работы компании. Структура игры и ее основные элементы зависят от непосредственно поставленной задачи, количества и уровня участников и др. Основные блоки деловой игры.

1.В деловой игре «Эффективное взаимодействие» используется, как основа, необходимый теоретический материал, создается новый игровой мир, где группа делится на 3-5 отдельных государств. В данном упражнении обязателен вклад каждого участника. Возрастает ценность личного вклада каждого в командную работу. Индивидуальная заинтересованность в создании проекта вызывает вовлеченности участников ко всему процессу тренинга.

2.Внедрение объективных элементов в созданный игровой мир: название государства, его история, отношения с местными жителями, политический строй, этика и нравственность, экономика, полезные природные ресурсы, культура, валюта государств, формы приветствия и прощания между местными жителями и так далее. Соотнесение абстрактного и реального. У команд, создавших свои государства, появляется ощущение ценности, сопоставления реального и вымышленного, т.е. себя и своего творения.

3.Создание взаимодействия между игровыми государствами и командами, проведение внутренних игр, например:

oпереговоры между делегатами за торговлю ресурсами, отстаивание индивидуальных интересов игровых государств на общем «мировом» уровне,

oпереговоры о курсах валют,

oпереговоры о технологиях взаимодействия.

4.Усиление сплочённости внутри команд, отстаивание интересов, возможные проблемы, возникающие в ходе переговоров, воспринимаются более остро, личностно и эмоционально. Трудности, возникающие на данном уровне, отражают реальные сложности как системного, так и личного характера.

5.Анализ реальных результатов. Соотнесение их с возможными и прогнозируемыми. Присвоение игровых командных очков, усиливающих дух соревновательности, конкуренции. В дальнейшем система игровой оценки длится до конца деловой игры, что является сильным мотиватором и дополнительным связующим звеном. Возрастание желания победить. Сопоставление реальных результатов и стремление выполнять деятельность эффективнее.

6.Продолжение групповой игры и включение реальных элементов из жизни. Внедрение в процесс работы задач, направленных на решение вопросов, связанных с непосредственными примерами из сферы деятельности компании. К примеру:

Заключение договоров на поставку товаров. - Обсуждение логистических задач. - Создание банка хранения и обмена информации. - Объединение и разделение территорий, ответственностей и полномочий. - Слияние компаний. - Передел функций.

7.Погружение участников в действительность. Усиление взаимодействия. Диагностика реальных сложностей. Нахождение путей и способов новых действий. Обучение новым коммуникативным и когнитивным технологиям. Рассмотрение нюансов, учет индивидуальных личностных особенностей.

8.Большое заключительное задание, требующее от участников применения всех имеющихся ресурсов для реализации эффективного результата. За счёт полного вхождения в игровую форму взаимодействия участники максимально точно отражают реальные моменты из рабочей практики. Моделируется реальное состояние дел. Где у каждого есть свои обязанности, отражаются передаточные звенья, рассматривается время и энергия каждого задания. Назначается масштаб времени (к примеру, 1 минута равна 3, 6, 12 часам). Запускается механизм взаимодействия. Видно многое. Кто бездействует, кто вовлечен, какие звенья прочные, какие разрываются. Где перегрузка управленческих, денежных и товарных потоков, что простаивает. Максимальное моделирование реальности!!!

9.В заключительном обсуждении - полный анализ всего процесса игры, сложностей и вариантов, предлагаемых участниками. Рассматриваются люди и технологии, плюсы и минусы, возможности и опасности. Неоценимый анализ. Перенос на реальное взаимодействие. Постановка целей на будущее.

Программы подобного формата мы называем «Генштаб» , поскольку управленческая команды (команд руководителей) по сути работает как «штаб», организуя и координируя деятельность остальных бизнес-единиц (проектных команд).

В программу «Генштаб» включена работа со следующими темами: интегрирование корпоративных ценностей (в поведенческих проявлениях), лидерство, формирование культуры поддержки Лидера, наставничество и конструктивная обратная связь, процессы управления (создание ИОД, целеполагание, организация, координация, мотивация, контроль)

Преимущества такого подхода:

    Повышается реалистичность деятельности участников программы (ближе к бизнес-среде), прошлый опыт управленцев востребован и используется, полученный на программе опыт переносится на бизнес-деятельность.

    Управленческая команда, действуя у всех на виду и демонстрируя эффективную и результативную работу, повышает свой авторитет среди персонала. Кроме того, участники управленческой команды, выступая в качестве примера, могут транслировать сверху вниз подходы и методы работы, стандарты поведения и взаимодействия, корпоративные ценности и философию.

    Совместный успех является результатом объединения усилий ВСЕХ участников программы, как следствие повышается мотивация на совместную работу, развивается чувство «мы», усиливается отождествление себя с компанией.

Еще одним вариантом игр, моделирующих решение задач полного управленческого цикла, но уже с творческим «уклоном», являются программы типа «Снимаем кино» и «Формула-1».

    ИЗ ИСТОРИИ ДЕЛОВЫХ ИГР

    Впервые игры как средство обучения практическому действию начали применяться в военных организациях. Руководство перед началом боевых действий проводило своего рода игры, на которых отрабатывались действия командного состава в связи с предстоящей военной операцией. В зависимости от анализа конкретных условий (рекогносцировка, оценка обстановки, силы противника, свои силы и средства, цели и задачи, согласование действий с другими под­разделениями) принималось решение.

    Концентрация и централизация производства и капитала, мас­совое производство, массовые армии, возросшая роль различного рода штабов породили новые условия для имитационных игр. Начали проводиться командно-штабные учения (КШУ) в армиях европейских и азиатских стран, особенно активно в 20-30-е годы перед Второй мировой войной. В США этот процесс развернулся лишь в ходе Второй мировой войны и усилился в послевоенное время, разросшись в современных условиях до гигантских и доро­гостоящих учений блока НАТО.

    В народном хозяйстве метод имитационных игр впервые был применен в 1932 г. в России. Деловая игра была проведена в Ленинградском инженерно-техническом институте, ее автор М.М. Бирштейн. Результаты этой игры стали основой проведения экономических экспериментов на одной ткацкой фабрике и в последующей деловой практике.

    Первая машинная игра была организована в 1955 г. так называ­емой бесприбыльной американской корпорации «РЭНД корпо­рейшн». Ее участники - офицеры тыла ВВС США. Целью игры явилась оптимизация затрат и организация снабжения ВВС США в стране и на многочисленных военных базах за ее пределами. С применением ЭВМ деловые игры были впервые организованы Американской ассоциацией управления в 1956 г., а в следующем 1957 г.- 20 президентов крупнейших фирм США приняли участие в такой игре.

    В современных условиях деловые игры широко проводятся во многих странах:

    В процессе обучения менеджеров и других руководителей в вузах и средних специальных учебных заведениях;



    В процессе производства и реализации продукции на предпри­ятиях и в сфере услуг для выработки наиболее обоснованных решений, а также при проектировании новых и реконструкции старых предприятий:

    В ходе НИОКР;

    В министерствах, ведомствах, ассоциациях и объединениях сфе­ры производства, торговли, финансовой сфере, сфере услуг, в военной экономике и вооруженных силах.

    В данном практикуме деловые игры разработаны только в учебных целях для обучения основам менеджмента после прохож­дения студентами производственной практики на предприятиях.

    При подготовке к играм необходимо учитывать:

    1) производственный опыт обучаемых, наличие производствен­ной практики (работу в промышленных, торговых, финансовых сферах, в непроизводственной сфере) и в зависимости от этого ставить цели, задачи, условия игры и определять ее сценарий;

    2) интересы обучаемых, предрасположенность их к определен­ным видам управленческой деятельности при распределении ролей в игре;

    3) количество времени, выделяемого тематическими планами на проведение практических занятий и деловых игр;

    4) возможности обучаемых получать информацию, необходимую для принятия решений по хозяйственным (производственным, фи­нансовым, сбытовым и др.) вопросам. В случаях ограничений информации необходимо давать «типовые» данные, подготовлен­ные самими преподавателями (справочники, нормативы, положе­ния, указы и распоряжения, типовые формы деловой документации и т. д.);

    5) условный характер учебных игр, упрощение ситуаций, сокра­щение действительно необходимых сроков на выполнение работ.

    Практическое задание

    Для участия в деловых играх продумайте и заполните анкету.

    Анкета

    Фамилия, Имя, Отчество

    Факультет, курс, группа.

    Практический опыт работы, стаж, специальность (имеющаяся по факультативу).

    К какой сфере трудовой деятельности проявляете наибольший интерес: промышленность, строительство, транспорт, связь, сель­ское хозяйство, финансы, торговля, сфера обслуживания и др. (необходимое подчеркнуть или дописать)?

    В какой должности намерены принять участие в игре?

    С кем из сокурсников Вы намерены сотрудничать в деловой игре и в каком качестве?

    Какой литературой по менеджменту Вы располагаете?

    Будете ли Вы готовить курсовую или дипломную работу по менеджменту?

    Участвовали ли Вы в деловых играх по другим учебным дисцип­линам, если участвовали, то в качестве кого?

    ДЕЛОВАЯ ИГРА «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НАЧAЛA»

    ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

    Подготовка игры.

    Руководитель игры:

    1) готовит исходные данные, характеризующие финансово-эко­номическое состояние предприятия, которым предстоит руководить обучаемым;

    2) анализирует анкетные данные участников игры и предвари­тельно планирует распределение игровых ролей;

    3) разрабатывает сценарий игры и проводит краткий инструктаж с участниками;

    4) определяет регламент и выход игры.

    Участники игры:

    1) изучают необходимую литературу по теме;

    2) предварительно определяют, в какой должности они хотели бы принять участие в игре;

    3) составляют краткий примерный перечень прав и обязанностей по этим должностям;

    4) готовят для обсуждения в группе организационную структуру предприятия и служб, характер выпускаемой продукции (услуг), название и фирменный знак.

    Цель игры.

    Привитие практических навыков в проведении собраний и совещаний, коллективном обсуждении организационных вопросов и принятии решений, ознакомление и усвоение порядка работы с финансово-экономическими показателями.

    Условия игры.

    Предприятие условно создано и работает несколько лет в круп­ном промышленном центре. Имеет здания, сооружения, машины, инструменты, оборудование, сырье и материалы. Сбыт и поставки осуществляются беспрепятственно. Укомплектовано кадрами, кро­ме руководящего состава.

    Данная организация является предприятием акционерного типа, приватизированным в 1994 г., и относится ко второй группе пред­приятий (см. Экономический вестник России. 1994. № 2. С. 21-23) с балансовой стоимостью основных фондов более 1,5 млн. руб. В пересчете на 1.01.1997 г. с учетом коэффициента стоимость фондов составляла 10,5 млрд. руб. Списочная численность работающих 10 001 чел.

    Вакантные должности: генеральный директор, его заместитель, главный инженер, главный бухгалтер, начальник управления кад­рами, начальник планово-финансового отдела, начальник произ­водственно-технического отдела, начальник отдела снабжения и сбыта, начальник отдела контроля качества и сертификации, юрисконсульт. Если позволяет количество участников игры, то на каждую должность назначаются по два человека, или предусматри­ваются вакантные должности начальников корпусов, цехов и участков.

    Выпущенные акции распределены по Варианту 1 Государствен­ной программы приватизации: 25 % от уставного капитала именных привилегированных акций - членам трудового коллектива (него­лосующие акции), 10 % обыкновенных акций по закрытой подписке со скидкой 30 % от их номинальной стоимости - членам трудового коллектива, 51 % обыкновенных акций - фонду имущества, 5 % обыкновенных акций - администрации предприятия, 9 % акций проданы на аукционе по коммерческому курсу.

    Предприятие выпускает продукцию производственного назна­чения (по выбору и интересам большинства студентов группы: черные или цветные металлы, литье или штамповка деталей, сборка двигателей, динамомашин, производство подшипников, сельскохо­зяйственные машины и оборудование, минеральные удобрения, лесоматериалы и др.).

    Сценарий игры.

    Преподаватель назначает инициативную группу из состава уча­стников игры и ставит перед ними задачу - подготовить и провести собрание коллектива предприятия с повесткой дня «Выборы вы­сшего звена руководства предприятия». Далее игра идет по сцена­рию, определяемому действиями инициативной группы и ходом проведения собрания, в котором участвуют все обучаемые. После выборов и назначения участников игры на должности они должны ознакомиться со своими правами и ответственностью по занятым ими должностям (несмотря на все условности учебного занятия).

    При успешном решении «кадровых вопросов» руководитель даст ряд вводных заданий всем участникам игры и контролирует их выполнение:

    1. Генеральному директору распределить 5 % обыкновенных акций (100 шт.) между администрацией предприятия.

    2. Каждому руководителю составить схему организационной структуры своего подразделения и определить вертикальные и горизонтальные коммуникации.

    3. Продумать численный состав своих подразделений по профессиям, специальностям и квалификациям.

    4. Дать участникам игры исходные данные по следующим показателям:

    Численность предприятия ………………………………………………

    Стоимость основных фондов (производственных)…………………….

    Стоимость оборотных фондов (скорость оборота - 4 оборота в год)…

    Годовой объем продукции (в действующих ценах) без налога на

    добавленную стоимость………………………………………………….

    Затраты на производство продукции

    В том числе:

    материальные затраты ………………………………………………….

    затраты на оплату труда………………………………………………..

    амортизация основных фондов………………………………………..

    отчисления на социальные нужды……………………………………

    прочие расходы………………………………………………………….

    прибыль, подлежащая налогообложению……………………………..

    После завершения работы с вводными заданиями руководитель игры заслушивает доклады всех руководителей, разбирает возник­шие разногласия между высшим и средним звеньями руководства и предоставляет время для оформления принятых решений в письменном виде.

    Что такое деловая игра? Специафика организации деловой игры на учебном занятии в вузе. Чем отличается деловая игра от тренинга? Пример трех деловых игр в курсе “Деловое общение/Деловые коммуникации”.

    Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Это метод закрепление теоретического материала, полученного в курсе “Деловое общение”/Деловые коммуникации”.

    Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения:

    Цели деловых игр:

    1. обучение через моделирование рабочего процесса;
    2. формирование профессионального менталитета;
    3. мотивация обучающихся;
    4. тренировка навыков принятие управленческих решений;
    5. оценка обучающихся.

    Отличие деловой игры от тренинга

    Игра моделирует весь рабочий процесс от начала до конца (например, организация и проведение делового совещания), а тренинг затрагивает отдельный аспект процесса (например, психолингвистические аспекты деловой речи).

    Игра имеет ограничение по времени (начало и конец), а тренинг не всегда имеет четкие границы.

    В игре отрабатывается совокупность навыков, а тренинг направлен на отработку одного навыка.

    В игре всегда есть победители и проигравшие, а тренинг нацелен только на личностные показатели.

    В игре всегда есть конкретная цель, прийти к которой можно только с помощью эффективных решений, а тренинг не всегда имеет четкие цели.

    Примеры деловых игр

    Деловая игра «Поручение задания подчиненному».

    Цель задания – провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения производственного задания:

    • задание традиционное, плановое;
    • задание экстремальное, внеплановое.

    Подготовка к игре . В игре участвуют руководитель и подчиненный . Группа выступает в качестве наблюдателя. Исполняющему роль руководителя необходимо продумать возможное задание и выбрать должностное лицо (например, экономиста, специалиста по пожарной безопасности, инспектор по пожарному надзору и пр.), которому оно будет поручено.

    Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы:

    • объяснить задание и проинструктировать подчиненного;
    • довести задачу до стадии понимания подчиненным ее сути;
    • мотивировать подчиненного к добросовестному и качественному выпол­нению задания.

    При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен до­биться, чтобы подчиненный четко себе представлял, что, когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и какими средствами, к какому сроку, с каки­ми конечными результатами нужно сделать порученное задание.

    В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение):

    1. Сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое задание?
    2. Желает ли он выполнять данное задание?
    3. В каком инструктировании и в какой степени он нуждается?

    Исполняющему роль подчиненного (из числа обучаемых) дается установка на отказ от выполнения задания. В качестве аргументов отказа используется недостаточная профессиональная компетентность. Такая установка позволит исполняющему роль руководителя применить психолого-педагогические и ком­муникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него пси­хологическую готовность к выполнению задания. Кроме того, признание под­чиненного в некомпетентности, спровоцирует руководителя на инструктаж.

    Организация игрового занятия

    Исполняющий роль руководителя проводит деловую беседу с подчинен­ным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем – экстремальное, т. е. внеплановое. Каждая беседа длится от 15 до 20 минут. Роли исполни­телей могут разыграть желающие из числа обучаемых.

    Остальные участники выступают в роли компетентных судей. Их цель – анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. После разыгрывания прово­дится дискуссия, в которой задействованы все участники.

    Предварительная подготовка к деловой беседе – поручение задания

    1. Придумайте и сформулируйте в виде управленческого решения задание, а также условия, необходимые для его реализации.
    2. Поставьте перед собой цели предстоящего разговора.
    3. Заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения.
    4. Продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, условия создания атмосферы полного доверия.
    5. Подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели.

    Примечание: для выполнения этого задания исполняющему роль руководителя отводится 10 минут.

    Ход: пригласите к себе подчиненного и объявите ему причину вызова.

    • Объясните смысл работы, которую необходимо выполнить подчиненному, и спросите его, сможет ли он справиться с ней.
    • Ответьте на все вопросы подчиненного относительно предстоящей рабо­ты; если необходимо, покажите ему, как он это может сделать.
    • Объясните требования в отношении сроков выполнения данной работы и информирования вас о ходе ее выполнения.
    • Попросите подчиненного повторить задание или спросите, с чего он со­бирается начать.
    • Проявите доверие к способностям подчиненного, используйте прием «авансированная похвала».
    • Используйте коммуникативные приемы с учетом психотипа подчиненного. В случае отказа подчиненного от выполнения задания выясните причины отказа, попытайтесь их устранить, мотивируйте специалиста с учетом его личных ожиданий, доведите беседу до конца.
    • Завершите беседу конкретным решением и действиями.
    Таблица “Качество беседы”

    Деловая игра «Совещание»

    Цель деловой игры - приобретение навыков в организации подготовки и проведения деловых совещаний с максимальной эффективностью.

    Порядок проведения деловой игры:

    • При проведении деловой игры распределение ролей не производится, а участниками являются все присутствующие на занятии.
    • Руководитель игры напоминает участникам основные теоретические положения по подготовке деловых совещаний, включающие следующие основные группы действий: планирование совещания; формирование повестки дня; определение состава участников; подготовка участников к совещанию; подготовка к совещанию руководителя; подготовка помещения; непосредственное проведение совещания.

    Задание

    Вы – ведущая строительная компания города Н. В этом году участились пожары на ваших строительных объектах. Это наносит колоссальный ущерб бизнесу. Ваш бюджет позволяет выделить средства на решение этой проблемы в размере 30 тыс. долларов.

    Таким образом, основная задача разработать план решения вопроса, который бы обеспечивал нормальные условия работы компании.

    Порядок выполнения работы:

    1. Выделите из группы 4-х студентов с поручением оценить действия и поведение участников совещания. Одного из них назначьте руководителем группы экспертов.
    2. Сформируйте подгруппы участников подготовки совещания (те, кто готовят документы к совещанию, те, кто участвуют в совещании, те, кто готовят документы после совещания).
    3. Остальная часть группы студентов – участники совещания, которые должны задавать вопросы в ходе проведения совещания.

    Если, по мнению ведущего, цель совещания достигнута, подводятся итоги работы. Если выработка решения не получается, можно попробо­вать упростить задачу, изменив предлагаемые обстоятельства. В заключение формулируется итоговое решение и записывается в форме резолюции.

    Деловая игра «Проведение переговоров»

    Цель деловой игры – приобретение навыков ведения деловых переговоров.

    Инструкция для участника № 1. Вы - компания «Пожконтроль»,занимающаяся пожарным аудитом, то есть устанавливает степень соответствия предприятия всем нормам противопожарной безопасности.

    Ваш клиент, ООО «Акваэксперт», просрочил оплату ваших услуг. За два дня до срока оплаты Вы напомнили директору этой компании (именно он занимается закупками и отдает распоряжения о перечислении денег) о приближении срока оплаты, он обещал оплатить счет. Пришел день оплаты, но деньги так и не поступили, поэтому на следующий день Вы решили лично встретиться с должником.

    Компания «Акваэксперт» является крупным клиентом, который приносит хороший доход, и Вы не хотите испортить отношения с ним. Регулярно открывая новый филиал, эта компания обращаются к вам за услугами.

    Ваша задача: добиться оплаты оказанных услуг, не испортив при этом отношения с клиентом.

    Инструкция для участника № 2. Вы - директор ООО «Акваэксперт». Компания «Пожконтроль» предоставило вам услугу по пожарному аудиту с отсрочкой платежа, что для вашей компании очень выгодно. Как правило, Вы оплачиваете счета вовремя. Но в этот раз Вы просрочили дату платежа, хотя менеджер напоминал Вам об оплате за два дня до окончания срока, поскольку данная сумма нужна Вам для обучения персонала. Вы можете оплатить счет, но Вам это невыгодно. На следующий день после наступления даты директор приехал к вам на встречу.

    Ваша задача : максимально оттянуть сроки оплаты услуги, не испортив при этом отношения.

    Этапы игры : этапы проведения переговоров.

    Распределение ролей : Условно разделяем аудиторию на две команды: компания «Пожконтроль» и компания ООО «Акваэксперт». Участники выбирают директоров, заместителей, инспекторов, экономистов и т.д. и продумывают аргументы в защиту своих позиций.

    Составление документации :

    1. Протокол о распределении должностей.
    2. Письмо – предложение (одна договаривающаяся сторона) и ответ на него (другая договаривающаяся сторона).
    3. Договор.
    4. Акты выполненных работ.

    Все документы подшиваются в папке и передаются экспертной группе.

    Оценка действий участников игры:

    Баллы: за использование речевых этикетных формул, за использование профессиональных терминов, за использование речевых тактик.

    Штрафные баллы: за несоблюдение речевого этикета, грамматические ошибки, речевые ошибки, некорректный вопрос, излишнюю эмоциональность, неправильное использование профессионального термина.

    Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления, формирует профессиональный менталитет, терминологическую культура будущих специалистов, помогает отработке коммуникативной составляющей любой профессиональной сферы.

    – соучредитель портала сайт, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

    Материал из учебного пособия:

    Ермолаева Ж.Е. Официально-деловой стиль речи: эффективная коммуникация М., 2014.

    Министерство образования и науки Хабаровского края

    КГА ПОУ «ГАСКК МЦК»

    Введение....................................................................................................................2

    Упражнение «Передать одним словом»……………………………………….…4

    Упражнение «Завтрак с героем»……………………………………………….…5

    Игра «Мафия»……………………………………………………………………...6

    Упражнение «Леопольд»………………………………………………………….9

    Упражнение «Пожелания по кругу»…………………………………………….10

    Упражнение «Я сильный – Я слабый»…………………………………………..11

    Упражнение «Стирка»……………………………………………………………12

    Игра-разминка «Австралийский дождь»………………………………………..13

    Игра «Три человека у телефона»………………………………………………...14

    Упражнение «Предложение»…………………………………………………….15

    Ролевая игра «Контракт»…………………………………………………………16

    Деловая игра «Слалом»………………………………………………………..…18

    Игра «Полет на Луну»……………………………………………………………20

    Игра «Утверждение кандидатуры на должность директора

    филиала фирмы»………………………………………………………………….23

    Игра «Оперативное производственное совещание»……………………………24

    Игра «Формирование коллектива»………………………………………………26

    Деловая игра «Я – руководитель»……………………………………………….30

    «Мозговой штурм» - способ генерации новых идей…………………………...36

    Деловая игра «Вступление в должность»……………………………………….41

    Деловая игра «Испорченный телефон»…………………………………………45

    Деловая игра «Невербальные средства общения»…………………………..….49

    Деловая ига «Аргументация»………………………………………………….…52

    Литература………………………………………………………………………...56

    Введение

    Главный вопрос, который надо задать себе при выборе конкретного обучающего приема, таков: почему вы хотите или, возможно, не хотите его использовать. Ключевым моментом при этом является его совместимость со всем учебным процессом.

    Хотя традиционными методами обучения и преподавания- такими как лекции,чтение, фильмы, дискуссии и письменная работа - можно успешно помогать учащимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений,в рамки которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными по меньшей мере в двух отношениях.

    Во-первых, ими трудно помочь ученику изменить его установку или поведение. Читать или слушать о чем-либо еще не значит пережить это, а перемены и понимание часто приходят лишь с реальным опытом. Ролевая игра помещает ученика в ситуацию, которая включает те же ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире; ее можно использовать во многих учебных ситуациях. Исторический материал, литература, социология, экономика, политика, менеджмент, география - все это можно осветить с помощью моделирующих упражнений, которые вовлекают ученика в события, делающие акцент на условия, в которых оказываются люди, что и позволяет лучше понять их поведение.

    Второй большой областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении, является сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает ученик, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно и тонко, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам, и даже если это было бы возможно, ученикам не удалось бы продвинуться без получения постоянной обратной связи, касающейся их поведения. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакция на эти сигналы содержат в себе ключи к эффективной межличностной коммуникации.

    Преимущества ролевой игры

    1. Помогает ученику выразить скрытые чувства.
    2. Помогает ученику обсуждать личные вопросы и проблемы.
    3. Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.
    4. Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.
    5. Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.
    6. Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал (историю, английский язык, экономику, географию).
    7. Дает возможность учиться глухонемым ученикам и подчеркивает важность невербальных, эмоциональных реакций.
    8. Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.
    9. Обеспечивает быструю обратную связь, как ученику, так и наставнику.
    10. Центрирована на ученике и обращается к его нуждам и заботам; группа может контролировать ее содержание и темп.
    11. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
    12. Изменяет установки.
    13. Учит контролировать чувства и эмоции.

    Упражнение «Передать одним словом»

    Цель : снятие эмоционального напряжения между участниками.

    Подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

    Материалы : карточки с названиями эмоций.

    Ход упражнения.

    Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

    Список эмоций : Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
    2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
    3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
    4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

    Упражнение «Завтрак с героем»

    Цель : отработать навыки убеждения и умение найти аргументы в пользу своей позиции.

    Материалы : ручки, листы бумаги.

    Ход упражнения.