Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.
ИГРА «ВЕРЮ- НЕ-ВЕРЮ»
Дети - невероятно доверчивые существа. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома, которая воспринимается безоговорочно. Научите своего малыша рассуждать, и пусть он не спешит все принимать на веру. Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Примеры фраз:
«Все люди спят».
«Все яблоки сладкие».
«Дождь бывает холодный и теплый».
«Все животные впадают в зимнюю спячку».
«Летом мы ходим в шубах».
«Слоны умеют летать».
«Арбузы растут на деревьях».
«Корабли плавают по суше».
«Зимой всегда пасмурно».
«Солнце светит только утром и вечером».
«Ни один человек не может жить без воды».
Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.
Примеры фраз:
«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)
«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)
«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой - например, на полюсах.)
«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)
«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин.)
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.
Примеры заданий:
«Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).
«Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).
«Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).
«Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).
«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).
«Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).
«Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).
ИГРА «АССОЦИАЦИЯ»
У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.
Примеры заданий:
Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).
Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).
Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).
Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).
«Дорисуй фигуру»
Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек).
Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле». Чтобы увидеть симметрию, можно приложить зеркальце к оси. По зеркальному отражению ребенку будет легче нарисовать вторую половину, строго следуя по клеткам. Эта игра может усложняться формами и цветом.
«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество - процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)
Игры на развитие творческого мышления дошкольников
«Что будет, если?..»
Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий:
Что будет, если...
Человек перестанет есть?
Не выключить кипящий чайник?
Оставить холодильник открытым?
Носить тесную обувь?
Не чистить зубы?
Забить мяч в окно?
Съесть десять порций мороженого сразу?
Дразнить соседскую собаку?
Ходить задом?
Не спать?
Посадить цветы в песке?
Сесть на ежика?
Человек научится летать?
«Образы»
Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее - другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное - не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?»
«Новый человек»
Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.
«Непослушный карандаш»
Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10- 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).
«Какого вкуса небо?»
Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»
«Найди применение»
Самый известный пример о творческом применении предмета - это история с кирпичом.
Одна американская домохозяйка оказалась самой предприимчивой и неординарной в решении задачи с применением кирпича: она предложила положить его в сливной бачок унитаза, таким образом, сэкономив расход воды при сливе. Что ваш ребенок думает по поводу творческого кирпича? Как можно использовать обыкновенный платок, ящик, коробку со спичками, лист бумаги, палку и т. д?
ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ
(дополнительные вопросы)
Верите ли вы, что…
1. Только развитие автомобильного транспорта в США стабилизировало численность популяций домовых воробьев в городах.
Ответ: Да, поскольку исчезли основные источники корма — фуражные склады и навоз. До этой поры количество воробьев не удавалось уменьшить никакими силами.
2. По мнению немецкого философа Шопенгауэра, для того, чтобы наполовину уменьшить свои права и в два раза увеличить обязанности, нужно выдвинуть свою кандидатуру на выборах.
Ответ: Нет, нужно жениться.
3. “Историю о двух благородных любовниках” Луиджи де Порто мы знаем под названием “Анна Каренина”.
Ответ: Нет, “Ромео и Джульетта” Вильяма Шекспира.
4. В судьбе Моцарта заметную роль сыграл не только Сальери, но и Казанова.
Ответ: Да, его Моцарт пригласил для консультаций при создании оперы “Дон Жуан”.
5. Среднестатистический житель Польши тратит больше времени на бритье, чем на чистку зубов.
Ответ: Нет, на чистку зубов, потому что женщины и дети обычно не бреются.
6. В качестве допинга в соревновании почтовых голубей обычно используют голубок.
Ответ: Да, их показывают голубям.
7. Чтобы стать крестной матерью корабля, женщина должна дать ему имя.
Ответ: Нет, разбить о его форштевень бутылку шампанского.
8. Фамилию английского министра колоний можно встретить на карте Непала.
Ответ: Нет, Сидней — город в Австралии.
9. Каждую неприятную им родственницу женского пола египтяне называют кузиной.
Ответ: Нет, тещей.
10. Одним из аргументов против смертной казни в США является ее дороговизна.
Ответ: Да, два судебных разбирательство, не считая апелляций, и иные юридические процедуры — все это оценивается не меньше, чем в 3,2млн. долларов.
11. Одна из фирм в Техасе изготавливает на заказ настенные часы конструкции вроде известных часов с кукушкой. Разница только в том, что вместо кукушки из окошечка высовывается рука с револьвером и стреляет соответственно количеству часов.
Ответ: Правда.
12. Еще совсем недавно в одном из городов штата Нью-Джерси кошки, которых хозяева выпускали из дома, должны были иметь ошейник с тремя колокольчиками, чтобы предупреждать птиц о своем появлении.
Ответ: Правда.
13. Галилей наполнял термометры не ртутью или спиртом, а вином. Один из таких приборов он отправил своему другу в Англию. То ли описание прибора потерялось, то ли друг не разобрался, но Галилей получил такое послание: “Слава богу, твоя странная бутыль доехала благополучно. Вино действительно чудесно. Пришли еще”.
Ответ: Правда.
14. Парижане в начале века наблюдали странного типа, который в сумерках... неистово лаял у особняков и богатых вилл. Однако, если в ответ раздавался ответный лай настоящей собаки, человек фиксировал в блокноте номер дома.
Ответ: Правда. Это был налоговый инспектор, проверяющий регистрацию собак, ведь за них нужно было платить налог, а кое-кто об этом забывал.
15. В средние века теорему Пифагора предлагали каждому, кто держал экзамен на звание магистра математики.
Ответ: Правда.
16. Однажды водолазам, чистившим дна канала Честерфилд в одном из графств Англии, попалась массивная чугунная цепь, которую они смогли вытащить, прикрепив конец цепи к буксиру. На втором ее конце оказался деревянный цилиндр неизвестного назначения. Вытащив эту странную конструкцию на берег, водолазы ушли обедать. Каково же было их удивление, когда, вернувшись, они обнаружили, что воды в канале нет, а на дне зияет отверстие.
Ответ: Правда. Как впоследствии выяснилось, отверстие было предусмотрено для экстренного слива воды из канала в соседнюю речку знаменитым архитектором Джеймсом Бридли, построившим канал более 200 лет назад.
17. В тундре грибы бывают выше деревьев.
Ответ: Да.
18. Можно есть плоды колбасного дерева
Ответ: Нет.
19. Бамбук самая высокая трава в мире?
Ответ: Да.
20. На пингвина может напасть леопард.
Ответ: Пингвины боятся клыкастого и пятнистого как леопард тюленя - морского леопарда.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России
викторина «Умники и умницы» .
Исторические игры являются необходимым компонентом внеклассной деятельности по предмету «История». Игра представляет собой викторину, которая разработана для проверки знаний обучающихся 6-8 классов по истории России. Рассчитана на 45 минут. Учащимся предстоит узнать по портрету историческую личность, определить кому посвящены строки поэтов, найти ошибки в историческом тексте суметь определить продукты, которые употребляли в пищу до 16 века на Руси,ответить на вопросы по культуре и т.д. Задания разработаны на основе учебников Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России 6-8 классы. Целевая аудитория 6-8 класс.
Цель игры: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала, обобщение и систематизация знаний через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.
Задачи:
1 . закрепить знания, полученные в ходе изучения материала формирование познавательной активности при изучении предмета;
2. развивать познавательные способности, способствовать развитию мышления и логики; развивать навыки публичных выступлений, продолжить формировать умения и навыки анализировать и работать в команде работать с картой, документами.
3. способствовать воспитанию уважения к истории своего Отечества,в оспитывать интерес к исторической науке.
Вид игры: викторина
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор.
2. Ноутбук (программное обеспечение Word, Power Point).
3. Мультимедийная презентация.
4. Ответы заданий конкурсов для жюри, бланк протокола для жюри(Приложение 1), задание с текстами для команд (Приложение2).
Участники игры:
1 . Формируются две команды по шесть человек в каждой (по два человека из 6,7,8 классов).
2. Совет консультантов (болельщики команд).
3. Жюри из обучающихся 10-11 класса(3 человека).
4. Ведущий – учитель истории.
Подготовительная работа: Конкурс проводится между командами 6-8 классов. Необходимо сформировать команды. Заранее команды выбирают себе название, девиз. Команды выбирают капитана. Учитель контролирует ход подготовки команд к конкурсу, консультирует участников предстоящей интеллектуальной игры.
Этапы и правила игры:
1. В викторине участвуют 2 команды(по 6 человек в каждой). Участники занимают место за своим столом.
2. У каждой команды должен быть Совет консультантов из числа болельщиков.
3. К помощи Совета могут прибегать команды, если у них есть затруднения с ответом. Совет может помогать командам: отвечать на поставленные вопросы, при этом жюри присуждает команде половину причитающихся баллов.
4. Жюри – состоит из трех человек, каждый из них оценивает ответы участников, определяет степень готовности участников, следят за тем, чтобы из зала не звучали подсказки. Если наблюдателем жюри будет зафиксирована подсказка, то участник, которому эта подсказка была адресована, теряет право ответа.
5. Вступительное слово ведущего: представление участников и жюри. Игра состоит из 9 туров.
6. Первый тур -представление команд. Команды сообщают свои названия и девизы.
7. В втором туре «История в лицах» участникам необходимо определить исторического деятеля. На обдумывание 1 минута. За правильный ответ 5 баллов
8. В третьем туре командам даётся текст, в котором они должны исправить ошибки(одна ошибка 1 балл, всего за задание 5 баллов).
9. В четвёртом туре команды письменно определяют продукты, которые употребляли в пищу на Руси до 16 века. Сдают ответы для проверки жюри. За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 8 баллов
10. Пятый конкурс «Верю не верю».Команды отвечают сразу после озвучивания вопроса. За каждый правильный 1 балл.
11. Шестой тур посвящён « Поэзии и истории». Команды определяют какому историческому деятелю посвящены строки. За правильный ответ 5 баллов.
9. В седьмом туре необходимо определить героев Отечественной войны. Кто первым определит кто изображён на портрете.
10 В восьмом туре команды письменно отвечают на вопросы. Сдают ответы жюри.
11. Девятый тур «Церкви и храмы»-необходимо назвать по изображению храм, определить время его возникновения.
12. Музыкальная пауза. Определение победителя, подсчет баллов жюри.
13. Рефлексия.
14. Награждение команд,каждому участнику вручается сертификат.
Сценарный план проведения викторины «Умники и умницы»:
1. Вступительное слово ведущего
Сейчас вам предоставляется возможность блеснуть своим образованием в викторине «Умники и умницы» (Слайд 1)
Болельщики активно участвуйте в конкурсах.
Звучит музыка
Представляю вам многоуважаемое жюри...
Приглашаются команды....
Первый конкурс представление команд. Команды сообщают свои названия и девизы, занимают свои места за столами.
2. Второй конкурс называется « История в лицах»
Задание: определите исторического деятеля, о котором идёт речь в древнейшей «Повести временных лет».
5 баллов за правильный ответ.Команды отвечают поочерёдно.
2 слайд- написан текст задания
1)«В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса,но, тонко нарезав конину..или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра,но спал, подостлав потник, с седлом в головах…И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».
3 слайд
2) В «Повесть временных лет» было включено поучение князя,адресованное его детям. Иногда его рассматривают как самостоятельное произведение, автор которого широко известен своими военными победами и внутренними мероприятиями. Кто автор этого поучения?
2. Определите исторического деятеля .
4 слайд
1)Историк XIX века Н.И.Костомаров писал об этом человеке: «Женщина, в начале XVII в. игравшая такую видную, но позорную роль в нашей истории, была жалким орудием.... римско-католической пропаганды..В августе 1606 г.
её с отцом. братом, дядею..послали в Ярославль. Там они пребывали под стражею до июня 1608 г....В народной памяти она до сих пор живёт под именем «безбожницы, еретицы » ..
5 слайд
1. Федорчук И.А.История.Интеллектуальные игры для школьников.Ярославль,«Академия развития». 1998 с. 9
2)Отличался мягким характером, добротою и робостью; испытал личное потрясение: когда ему исполнилось 20 лет и он выбрал себе невесту, не позволили на ней жениться; очень любил цветы и диковинные растения;занимался делами только в последние 10 лет своей жизни, т.к. сначала главную роль играла его мать, а затем,по возвращении из плена его отец; он .
стал родоначальником царской династии по решению «всей земли».
3. Конкурс «Найдите и исправьте ошибки в тексте».
Текст раздаётся командам.
Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошёл походом на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру Ольгу замуж за себя. По возвращении их похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы. По свидетельствам летописца не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.
После выполнения задания капитаны команд отдают работы жюри для подсчёта баллов.
За правильный ответ 1 балл, всего 5 баллов за задание.
4. Конкурс Что ели в древней Руси?
6 слайд
Назовите продукты,которые употребляли в пищу на Руси до 16 века.
2. Федорчук И.А.История.Интеллектуальные игры для школьников.Ярославль,«Академия развития». 1998 с. 43-44
3. Федорчук И.А.там же с. 17
Ответ читает ведущий:
«... Хороший хлеб, рыба свежая и соленая, огородные овощи: капуста, огурцы соленые, на уксусе и свежие, репа, лук и чеснок считались лучшими кушаньями, .. Один иностранец рассказывает: кто шел в гости, тот непременно носил с собою мед и угощал им, хвалясь превосходством своего приготовления».
А. В. Терещенко. «Быт русского народа"
Ответ: белый хлеб, мясо, рыбу, мёд,морковь, капусту, арбуз, яблоки- 8 баллов
5 . Конкурс «Верю не верю»(команды отвечают на вопросы).
За правильный ответ на вопрос 1 балл.
Верите ли вы,что:
1. -Крестьянин должен в срок
феодалу сдать оброк.
2. -Иван III на беду,
Дани не давал в орду.
3. И тогда татарский хан
Надевает свой колчан
В землю русскую идёт,
Войско за собой ведёт,
У Ахмата много сил,
Он Россию победил. .
4. Борзова Л.П. Игры на уроке истории М., 2001 с.92
4. Верите ли вы,что в древности у славян был обычай:враги вместе варят и едят кашу для заключения мира, без этого мирный договор был недействительным?
5. Верите ли вы, Наполеон хотел породниться с Александром I ?
6. Как правило на монетах изображались портреты коронованных особ. Верите ли вы,что в России XIX века была выпущена монета с изображением человека, так и не пришедшего к власти?
После ответов команд ведущий сообщает правильный ответ.
6. Конкурс « Поэзия и история».
команды определяют какому историческому деятелю посвящены следующие строки (5 баллов за правильный ответ)
1. Он мало царствовал, но много начудесил;
Сто двадцать пять в Сибирь сослал
И пятерых- повесил!
2. Воспитанный под барабаном
Наш царь лихим был капитаном,
Под Аустерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал.
3. И думал он
Отсель грозить мы будем шведу
здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
4. Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
А царю он друг и брат.
Полон злобы, полон лести,
5. Борзова Л.П. там же с.154
Без ума, без чувств, без чести.
Кто ж он?"преданный без лести"
просто грошевый солдат.
5....душой готов на подвиг ратный,
Берёг войска, не шёл вперёд,
А шёл упрямо на попятный.
И невзлюбил его народ.
И недовольства смутный ропот
Шёл словно тень за ним шаг в шаг.
Сквозь канонаду, конский топот
Он слышал вечное: чужак....
Упряма заблуждений сила.
И даже Пушкина перо
Не очень-то и защитило,
Добром воздавши за добро.
6. Ему,погибельно войною принуждённый,
Почти весь свет кричал:ура!
При визге бурного ядра
Уже он был готов- но..воин дерзновенный!
Творец смешал неколебимый ум,
Ты побеждён московскими стенами…
Бежал!... И скрыл за дальними морями
Следы печальные своих высоких дум.. .
7. Назовите героев Отечественной войны 1812 года(1 балл
за правильный ответ)7 слайд
6. Чеброва Р.Н., Бармин А.В. Внеклассная работа по истории.Саратов «Лицей»2003 с. 150
7. Борзова Л.П. Игры на уроке истории М., 2001 с.93-94
А
Б
8. Письменное задание-1 балл за правильный ответ
На слайде презентации:
а)Вычеркните лишнее:
Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир.
Зернь, скань, перегородчатая эмаль, мозаика .
Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне .
Екатерина I ,Пётр II , Анна Ивановна, Анна Петровна, Иван Антонович, Елизавета Петровна .
б) Найдите современников :
Князь Иван III Васильевич а)Христофор Колумб
б)Джордано Бруно
в)Рембрандт ван Рей
9. Церкви и храмы, как известно, являются неотъемлемой частью русской культуры. Строительство их начинается с X в. По приведенным ниже изображениям определите, название этих сооружений и укажите время и место их возникновения(за правильный ответ 2 бала).
А.В.
Б.
Г.
10. Музыкальная пауза.
Определение победителя, подсчет баллов жюри.
11. Рефлексия.
Ведущий задаёт вопросы и командам и болельщикам.
Что вам понравилось в игре?
Хотели бы вы что-нибудь изменить?
Закончите предложение:
Я не знал...
Теперь я знаю...
12. Подведение итогов жюри. Выступление членов жюри. Награждение участников:
Номинации: 1)команда,занявшая 1 место, 2 место в викторине «Умники и умницы»; 2)лучший игрок викторины; 3) самый активный болельщик; 4)каждому участнику команды вручается сертификат.
Мероприятие лучше проводить в актовом зале, использовать при проведении микрофоны и мультимедийную презентацию, поставить столы для команд и жюри.
Список используемой литературы
1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории М. 2001
2. Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных.: Задачник. 6-11 кл. В 2-х кн. Кн.1. М., 1996.
4. Новиков И.В. История России в вопросах и ответах. От Древней Руси до Смутного времени. М., 1996.
5. Чеброва Р.Н., Бармин А.В. Внеклассная работа по истории.Саратов «Лицей»2003.
6. Федорчук И.А.История.Интеллектуальные игры для школьников.Ярославль,«Академия развития». 1998.
Приложение 1
1. Приветствие команд | Команды сообщают свои названия, девиз. Выступление оценивается в 2 балла. |
2. История в лицах | 1. Святослав. 2. Владимир Мономах. 3. Марина Мнишек 4. Михаил Романов за правильный ответ 5 баллов |
3. Найдите ошибки в тексте | 1. Дата крещения -988 2. Поход был осуществлён на Корсунь, византийскую колонию в Крыму. 3. Византийскую принцессу звали Анна. 4. Летопись сообщает, что киевляне приняли крещение без сопротивления. 5. Киев стоит на реке Днепр, в котором и было осуществлено крещение. за правильный ответ 1 балл(всего 5 баллов) |
4. Что ели в древней Руси? | Белый хлеб, мясо, рыбу, мёд,морковь, капусту, арбуз, яблоки. за правильный ответ 1 балл(всего 8 баллов) |
5. Верю не верю | 1. да 2. да 3. нет 4. да Ведь без каши,так же как и без пирогов, на Руси не проходило ни одного важного события. Кашу варили и в праздники, и в будни. В древности у славян был обычай:враждующие стороны вместе ели кашу при заключении мира. Без этого мирный договор был недействительным. До сих пор о человеке,с которым трудно договориться, говорят:"С ним каши не сваришь". 5. да, французский император в 1810 г. сватался в к сестре Александра I Анне Павловне, но император отказал Наполеону . 6. да, в 1825 г. был выпущен рубль с изображением брата Александра I -Константина Павловича. Это произошло,когда ещё не было формального отречения Константина от престола, на который он так и не взошёл. За правильный ответ на вопрос 1 балл |
6. Поэзия и история | 1. Эпиграмма Пушкина на Николая I . 2. Эпиграмма Пушкина на Александра I . 3. Пушки о Петре I . 4. Пушкин А.С. об Аракчееве. 5. Из стихотворения Н.Злотникова о Барклае де Толли. 6. Лермонтов М.Ю. о Наполеоне. 5 баллов за правильный ответ |
7. Герои отечественной войны | А-Барклай де Толли, Б- Кутузов, В-Багратион За правильный ответ 1 балл. |
8. Письменное задание | Ответ: Рюрик, мозаика, крестьяне, Анна Петровна; современники -князь Иван III Васильевич и Христофор Колумб За правильный ответ 1 балл(всего 5 баллов). |
9. Церкви и храмы | Ответ: А.-Софийский собор в Киеве-10 в. Б.- Успенский собор во Владимире-12 в. В.- собор Василия Блаженного в Москве-16 в. Г.- Храм Христа Спасителя в Москве-19 в. За правильный ответ 2 балла. |
Приложение 2
Протокол жюри
2. найдите ошибки в тексте
3. пища русского народа
4. верю не верю
5. поэзия и история
6. герои отечественной войны
7. письменное задание
8. церкви и храмы
всего баллов
Приложение 3
Найдите ошибки в тексте
Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошёл походом на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру Ольгу замуж за себя. По возвращении их похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы. По свидетельствам летописца на хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.
Настольные и карточные игры – это отличный способ увлекательно и интересно провести время в кругу друзей и семьи. Одной из таких игр является «Верю не верю». У нее очень простые правила, понять которые по силе даже детям. В этой статье мы подробно рассмотрим правила карточной и настольной игр для детей и взрослых «Верю не верю», представим варианты вопросов и ответов, которые можно использовать в этой игре.
Для начала разберемся с правилами, которые применяются во всех вариациях этой карточной игры:
Есть несколько правил, которые соблюдаются только в определенных вариациях карточной игры «Верю не верю».
В принципе их можно вводить в любую разновидность игры, если все участники будут на это согласны:
Никаких отличий правила настольной игры «Верю не верю» от карточной не имеют. Просто в настольной игре применяются не обычные карты, а тематические. Например, это могут быть карточки с рисунками, изображениями животных, каких-то предметов, растений, флагов. Это может быть все, что угодно.
Если есть желание, можно придумать какие-то особенные правила игры, которые будут подходить конкретно под ваш случай.
Есть вариант настольной игры «Верю не верю», который направлен чисто на развитие интеллекта. Например, можно сделать специальные карточки с вопросами и вариантами ответов. Игра будет иметь такой вид:
Основная цель игры «Верю не верю» — это быстрее сбросить все карты, которые есть на руках. Однако у этого развлечения есть еще и психологическая идея – научить, например, ребенка понимать, когда другой человек говорит правду, а когда обманывает.
Кроме того, эта игра способствует развитию внимания у человека и памяти. Если вы будете четко следить за течением игры, то увидите, в каком количестве какие карты выходят из игры. Например, вы увидите, что из игры уже в самом начале вышли все карточки с изображением слонов, и вдруг кто-то из участников, делая ход, говорит, что выложил на стол всех слонов. Здесь вы сразу же можете сделать победный ход, заявив, что не верите.
Ответ : Нет.
Ответ: Нет.
Ответ : Ученые выяснили, что действительно морковь изначально была фиолетового цвета.
Ответ : Правда.
Ответ : Правда.
Ответ : Это правда, потому что в бананах содержится много калия, а именно это вещество и привлекает москитов.
Ответ : Нет.
Ответ : Да. Эта сладость даже пользуется большой популярностью среди японцев.
Ответ : Это правильно.
Ответ : Это неправда. Она не услышит звука только в том случае, если вообще не будет двигаться.
Ответ : Нет. Самая ядовитая австралийская кубомедуза.
Ответ : Нет. Его зовут Борис Николаевич.
Ответ : Да.
Ответ : Нет. Поэма называется «Горе от ума».
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Нет.
Ответ : Внутри глаза содержится жидкость.
Ответ : Да.
Ответ : Это правда.
Ответ : Да.
Ответ : Да, потому что он не умел быстро разговаривать, как все люди.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Нет. Если быть точным, то голова человека весит 3,6 кг.
Ответ : Да. После 60 лет, как правило, мозг мужчин усыхает на 30%.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Это правда, несмотря на то, что в этом растении нет никаких питательных веществ.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да, потому что это единственная позволительная для низ роскошь.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да, это происходит потому, что в их стране просто нет много воды.
Ответ : Да.
Ответ : Да. В 1995 году 200 японок погибли именно по этой причине.
Ответ : Да.
Ответ : Нет.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, нужно использовать желтки.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Натуральный шелк изготавливается не из растений, а из животных.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да
Ответ : Да.
Ответ : Неверно, он применяется.
Ответ : Да, потому что люди испытывали дефицит этого хозяйственного продукта.
Ответ : Да.
Ответ : Да, только он использует водный пистолет.
Ответ : Нет. Они применяют специальные чернила.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Это неправда, так как у дождевого червя 5 сердец.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, количество калорий и в том, и в другом хлебе одинаковое.
Ответ : Нет, если есть ее с зелеными овощами и не заправлять обильно сливочным маслом.
Ответ : Правда.
Ответ : Это вымысел.
Ответ : Да, потому что в нем содержатся противовоспалительные вещества.
Ответ : Это ложь, потому что с наступлением смерти у человека прекращают функционировать все процессы в организме.
Ответ : Это правда.
Ответ : Это неправда, которую придумали взрослые, чтобы пугать таким образом своих детей.
Ответ : Да. При этом он может вообще не поворачивать голову, но видеть все, что вокруг него происходит.
Ответ : Нет. Это всего лишь миф.
Ответ : Это так. Крокодилам, конечно, не жаль добычи, просто около их горла у них располагаются слезные железы.
Ответ : Это неправда.
Ответ : Это не так, потому что эти животные не умеют различать цвета. Они бросаются не на красный цвет, а на тряпку, которой машут.
Ответ : Это правда, потому что во время сна у дельфинов одно полушарие мозга продолжает работать.
Ответ : Это касается только одного вида пчел, поэтому нельзя утверждать, что это правильная мысль.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Это миф. Страусы бы задохнулись, если бы прятали свои головы в песок. Просто в песке они прячут свои яйца, которые иногда переворачивают с помощью клюва, как бы ныряя в песок.
Ответ : Правда.
Ответ : Это правда, потому что сооружение выполнено из стали с температурными компенсаторами.
Ответ : Нет. Раскетой называется складка на запястье.
Ответ : Это правда.
Ответ : Это ложь.
Ответ : Это правда.
Ответ : Это правда. Осьминог имеет 3 сердца.
Ответ : Это правда.
Ответ : Это неправда. Молния может несколько раз ударять в одно и то же место.
Ответ : Это неправда, его создателями являются китайцы, жившие в 17 веке.
Ответ : Да.
Ответ : Это ложь, потому что не существует ни одного моста, который бы был построен через эту реку.
Ответ : Это так. Если вы не едите жирной пищи, то ваш мозг начинает работать гораздо хуже.
Ответ : Это правда.
Ответ : Да.
Ответ : Правда.
Ответ : Нет. Настоящие плоды клубники – это маленькие орешки на ее поверхности.
Ответ : Нет. Канарские острова, если перевести это словосочетание, означает «собачьи острова».
Ответ : Нет. Название «Цезарь» салат получил в честь своего автора Цезаря Кардини.
Ответ : Да.
Ответ : Да. Такое фото сделал фотограф Роберт Корнелиус.
Ответ : Это неправда, потому что больше всего озер расположено в Канаде.
Ответ : Нет, вся поверхность состоит изо льда.
Ответ : Да. Это предусмотрено для тех случаев, если приходится спасать из неприятной ситуации ребенка.
Ответ : Да.
Ответ : Да. Потому что в процессе его выработки у бегемота вырабатывается гиппосудоровая кислота.
Ответ : Это ложь, потому что настоящее золото, которое не содержит примесей, настолько мягкое, что его можно помять руками.
Ответ : Да. Это может происходить на фоне гормонального дисбаланса.
Ответ : Это неправда, потому что холод – это тоже энергия, просто у нее не очень большая сила.
Ответ : Это правда, поскольку виноград содержит в себе очень много сока, который бы не позволил личинкам насекомых дышать.
Ответ : Это правда, потому что у них происходят соответствующие мутации в организме.
Ответ : Да.
Ответ : Нет.
Ответ : Это ложь, потому что вирус, попадая в комара, сразу же в нем погибает.
Ответ : Нет, потому что у них абсолютно разные хромосомные наборы.
Ответ : Нет.
Ответ : Нет, потому что потовые железы у них имеются только на подушечках их лап.
Ответ : Это правда.
Ответ : Да, но только такие, которые не нуждаются в органической подкормке.
Ответ : Да.
Ответ : Да, потому что они могут плести паутину даже там, где мух нет.
Ответ : Нет. На тесто может влиять только продолжительный и очень громкий звук.
Ответ : Да.
Ответ : Да. Известно очень много случаев.
Ответ : Да, потому что у них малый вес, и низкое сопротивление воздуха снижает до минимума вероятность того, что они разобьются.
Ответ : Да, потому что тонус барабанной перепонки снижается.
Ответ : Да. Просто у новорожденных много маленьких костей. Это предусмотрено природой, чтобы им было легче проходить по родовым путям. Затем эти маленькие косточки срастаются.
Ответ : Да.
Ответ : Нет. Питоху и ковальди – это ядовитые птицы.
Ответ : Нет. Таким местом является Антарктида, потому что там никогда практически не выпадают осадки.
Ответ : Да, но они делают это для того, чтобы из глаз вытекли лишние песчинки.
Ответ : Нет. Они даже не смогут вскарабкаться на дельфина.
Ответ : Это неправда. Эта рыба не может причинить вреда человеку.
Ответ : Да. В зеленом картофеле содержится очень много солонина, который опасен для детей.
Ответ : Нет, потому что таких роз в чистом виде не существует вообще.
Очень интересно играть в такую игру с детьми, которые только начинают учить цифры, буквы, иностранные слова, цвета или геометрические фигуры. Такую игру можно сделать самостоятельно, можно приобрести в магазине специально для детей.
Правила для детей в этой игре достаточно простые, они такие же, как и в игре, предназначенной для взрослой аудитории. В зависимости от того, какую цель преследует игра, правила могут отличаться. В этом случае нужно просто внимательно читать инструкцию.
Ответ: Нет, 4.
Ответ : Нет. Правильно писать «МОЛОДЕЦ».
Ответ : Нет, Москва.
Ответ : Да. Ей не стоило разговаривать с волком.
Ответ : Нет. Нужно сказать просящему о том, что ему лучше обратиться к кому-то из взрослых.
Ответ : Нет, нужно воспользоваться перекисью.
Ответ : Нет. Если пожар произошел из-за замыкания проводки, то воду использовать для тушения нельзя.
Ответ : Нет, ее все равно следует прокипятить.
Ответ : Да, нужно оказать первую помощь.
Ответ : Да.
Ответ : Да. Например, ольха.
Ответ : Нет, он жил в телефонной будке.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, малиновое варенье.
Ответ : Нет, когда пришел Петушок.
Ответ : Нет, она подарила ему хвост.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, ведьма отобрала у нее голос.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, она сидела в ее сумке.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, в норке мыши.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, в проруби.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, она жила на Северном полюсе.
Ответ : Нет, он попросил избу.
Ответ : Нет, после того, как он запел голосом мамы козы.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, Тихий.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, этим прибором измеряют скорость.
Ответ : Нет, она находится в городе Пиза.
Ответ : Нет, гусей.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, он был аптекарем.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, по этому телефону вызывают милицию.
Ответ : Да.
Ответ : Нет.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, так называют человека, который знает много иностранных языков.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, 13.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, Швейцарии.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, золото дороже, чем серебро.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, Петром Великим.
Ответ : Нет, ему нужно бросить спасательный круг.
Ответ : Нет, январь.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, их 7.
Ответ: Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да, она называется Красной Книгой.
Ответ : Нет, всего 32 зуба у человека.
Ответ : Нет, в сутках 24 часа.
Ответ : Нет, за апрелем следует май.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, Карлсон – это персонаж, которых жил на крыше.
Ответ : да.
Ответ : Нет, это Австралия.
Ответ : Нет.
Ответ : Нет, самый большой материк на Земле – это Евразия.
Ответ : Нет, можно использовать любую муку, но чаще всего применяется пшеничная.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, нужно применять песок.
Ответ : Нет, это люди, которые ведут раскопки.
Ответ : Нет, бумагу изобрели китайцы.
Ответ : Нет, это примета, которая указывает на то, что нужно ждать дождя.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, он был директором кукольного театра.
Ответ : Нет, она собирала подснежники.
Ответ : Нет, бабушка.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, так девочку назвала младшая дочь мачехи.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, в Цветочном.
Ответ : Нет, его звали Винни-Пух.
Ответ : Нет, это была щука.
Ответ : Нет, девушку звали Василисой Премудрой.
Ответ : Нет, старики сами слепили ее себе из снега.
Ответ : Нет, он находится в Великобритании.
Ответ : Нет, она растет в Японии.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, оркестром руководит дирижер.
Ответ : Нет, этот праздник придумали китайцы.
Ответ : Нет, этот продукт добывают из сахарной свеклы.
Ответ : Нет, так называют натюрморт.
Ответ : Нет, они охотятся.
Ответ : Нет, такой планетой является Земля.
Ответ : Нет, Тихий.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, с помощью этого прибора можно измерить температуру воздуха.
Ответ : Нет, флору изучает ботаника.
Ответ : Нет, Мертвое.
Ответ : Нет, Малевич.
Ответ : Нет, щелчками по лбу.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, дождь.
Ответ : Нет, из шелковичных червей.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, они трутся носами.
Ответ : Нет, драгоценности, чтобы он в загробной жизни тоже жил богато.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, жемчуг.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, из-за того, что она отражает небо.
Ответ : Нет, самую большую засуху может переносить только кактус.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, они закапывали топор войны.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, в песке на берегу.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, торф.
Ответ : Нет, из дерева.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, каблуки.
Ответ : Нет, чтобы она не пропускала воду.
Ответ : Нет, в Азии.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, красное.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, в декабре.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Нет, Емеля.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Ответ : Да.
Вопросы могут быть любыми, их можно придумывать из литературы, познавательных передач. Если хотите повеселиться в компании взрослых, то добавьте чувство юмора, и вы отлично проведете время.
К сожалению, сегодня дети стали всё меньше читать. И меньше знать. Только немногие в Интернете находят что-то действительно интересное и полезное... Поэтому своей задачей классного руководителя вижу не только воспитание, но и всестороннее развитие своих учеников.
Игра для учащихся « ДА или НЕТ? Или ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ»
7 У некоторых птиц есть зубы- нет
8 Эвкалипт- самое высокое и быстрорастущее дерево в мире-да, высота до 100м
9 Великая Китайская стена видна из космоса-да, ее длина-6000 км
10 В Австралии овец в 3 раза больше чем жителей
11 Азиатские слоны меньше африканских- да
12 Некоторые виды бамбука могут в день вырастать на 90 см
13 Древние римляне вместо зубн. пасты использовали порошок из мышиных мозгов- да
14 Осьминоги, кальмары и каракатицы относятся к моллюскам-да
15 Парк Диснейленд во Флориде, США составляет 111 кв.км= площадь г. Манчестер- да
16 Энергия внутри смерча такова, что могла бы зажечь все лампочки Америки- да
17 В огромном мешке под клювом пеликана помещается больше пищи,чем в желудке- да
18 Зайцы, обитающие в тундре-самые маленькие –нет-они самые большие до 6 кг
19 Сахара-самая большая и жаркая пустыня в мире- да
20 Змеи- глухие существа-да
21 Носорог может своим рогом перевернуть автомашину- да
22 У сороконожки 40 ног- нет, у разных видов от 30 до100 по-разному
23 Родина тюльпанов-Голландия- нет, Турция в 16 веке купцы привезли их в Гаагу
24 было время, когда в оперу ходили со своим стулом- да
25 быков раздражает красный цвет- нет, они не различают цветов, их р. Резкие движения
26 белые медведи спят зимой –нет, летом и зимой они ведут себя одинаково
27 в воде с кубиками льда цветы дольше остаются свежими- да
28 египетские пирамиды были построены военнопленными- нет, египетскими крестьянами =феллахами
29 юрта –это дом индейца =нет, у индейцев –вигвам, юрта- у киргизов, калмыков и др. кочевых народов
30 Статую Свободы спроектировал фр.инженер Александр Густав Эйфель- да
31 Полярная звезда-самая яркая в созвездии Большой Медведицы= нет, Малой
32 Слово «алиби» - греческое и означает «это был не я»= нет, латинское «в другом месте»
33 В Древнем Египте верили, что первого человека создал из глины бог Ханум. С головой какого животного он изображался?- с головой барана
34 какие дикие и домашние животные не боятся укуса змей- свиньи
35 лапы каких животных в Древнем Египте украшали золотыми браслетами-крокодилы
36 как назывался первый звуковой фильм-в 1926 г в США дон Жуан
37 когда появилась первая система записи звука на кинопленку- в 1912 г в Великобритании
38 какая кукла является национальным символом России- матрёшка
39 как называются во всем мире куклы на ниточках- марионетки
40 какая кукла справилась с целой армией мышиного короля-Щелкунчик
41 назовите имя самой знаменитой в мире деревянной куклы- Буратино или Пиноккио
42 как называют куклу, которую сжигают на проводах зимы- Масленица