Игры онлайн

Игры онлайн

» » Близится сезон дождей. Открываем зонтики! Дидактическая игра «На что похоже? Игра на что похоже

Близится сезон дождей. Открываем зонтики! Дидактическая игра «На что похоже? Игра на что похоже

Игра типа "На что это похоже"?

Упражнение № 48.

Игра типа "Дополни до.

Упражнение № 49.

Игра типа "Догадайся, кто нарисован

Упражнение № 50.

Задание типа "Заполни пробел"

После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми, можно переходить к непосредственному оперированию образами, т.е. к решению простейших мыслительных задач с опорой на представления.

Упражнение № 51.

Игра "Кубики"

Материал состоит из 27 обычных кубиков, склеенных между собой так, что получается 7 элементов:

Осваивается эта игра поэтапно.

Первый этап - рассматривание элементов игры и нахождение сходства их с предметами и формами. Например, элемент 1 - буква Т, 2 - буква Г, элемент 3 - уголок, 4 - зигзаг молнии, 5 - вышка со ступеньками, 6 и 7 - крылечко. Чем больше будет найдено ассоциаций, тем лучше и эффективнее.

Второй этап - освоение способов присоединения одной части к другой.

Третий этап - складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов. Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предложить детям сначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить такую же фигуру.

Четвертый этап - складывание объемных фигур по представлению. Вы показываете ребенку образец, он тщательно его рассматривает, анализирует. Затем образец убирают, а ребенок должен составить из кубиков ту фигуру, какую он видел. Результат работы сравнивается с образцом.

В качестве материала для решения мыслительных задач с опорой на образное мышление могут быть использованы и счетные палочки.

Педагоги детского сада № 221 ОАО «Российские железные дороги» г. Иркутска провели внутрисадовский смотр-конкурс на создание дидактических зонтиков и прислали в редакцию фотографии своей новой коллекции.
К каждому зонтику прилагается «инструкция по методическому применению».
Добро пожаловать на зонтичный вернисаж!

Краеведческий зонтик «Родной город»

Модель педагогов Ирины Ларионовой и Елены Ильиной

С помощью этого зонтика можно познакомить детей с самыми главными достопримечательностями города, с его архитектурными памятниками.

Зонтик украшен открытками с видами родного города. Иркутску очень много лет, и многие красивые здания города построены очень-очень давно. Старые мастера старались, чтобы их здания выглядели красивыми. И вот уже много лет люди следят за тем, чтобы эта красота не пропала: дома ремонтируют, красят, обновляют.

Логопедический зонтик

Модель педагога Татьяны Коносовой

С помощью этого зонтика можно играть в логопедические игры.

Дидактическая игра «Подбери по смыслу»

Детям предлагаются карточки с картинками, к которым надо подобрать парные карточки. Изображения на парных карточках должны быть по смыслу связаны с изображением на исходных карточках. Например, на первой карточке изображены цветы. Парной карточкой к ней может служить карточка с изображением вазы. А рисунку с грибами соответствует рисунок корзины.

На карточках изображены геометрические фигуры. В комплекте существуют карточки с изображениями предметов, форма которых напоминает эти фигуры, - по три карточки к каждой фигуре. Дети подбирают карточки с предметами и помещают их под карточки с фигурами.

Дидактическая игра «Что из чего?»

В наборе карточки подобраны по темам: продукты из молока; изделия из резины; изделия из пластмассы; изделия из металла; изделия из льна, хлопка; продукты из ржи, пшеницы; изделия из дерева; изделия из шерсти. Из всего обилия карточек дети должны подобрать те, что соответствуют одной из тем.

Зонтик здоровья

Этот зонтик помогает знакомить детей с правилами личной гигиены и учит бережному отношению к своему здоровью.
Картинки можно использовать для таких дидактических игр.
Педагог или другой ведущий указывает на какую-нибудь картинку и просит детей сказать, хорошо это или плохо с точки зрения здоровья человека. Можно играть без лишних слов: ведущий показывает картинку, дети поднимают зеленую карточку, если согласны с действиями персонажа на картинке, и красную, если так поступать не следует.
Дети могут отвечать на безмолвный вопрос ведущего движениями. Например, прыгать, если картинка им нравится. Если же картинка вызывает негативное отношение, дети садятся на пол.

Экологический зонтик

Модель педагогов Татьяны Широбоковой и Людмилы Марковой

Этот зонтик раскрывается на занятиях по экологии. Это сигнал: наступило время экологической викторины.

Зонтик-матрешка

Модель педагогов Любови Чесаковой и Валентины Шабалиной

Это зонтик для самых маленьких. Он помогает закрепить представления детей о временах года, сезонных явлениях и сезонной одежде.

В кармашках на куполе зонтика сложены картинки с бумажной одеждой для мальчика и девочки. Зонтик также украшен пуговицами и застежками для развития мелкой моторики рук и по смыслу напоминает сенсорный коврик, только в объеме.

Зонтик времен года

Модель воспитателей Оксаны Макаровой и Светланы Протасовой

Этот зонтик помогает закрепить знания детей о временах года; учить соотносить иллюстрации, описание природы в стихах и прозе с определенным временем года, а также умение детей ориентироваться в спортивных и подвижных играх по сезонам.Купол зонтика разделен на четыре цветных сектора:

    красный - лето,

    зеленый - весна,

    желтый - осень,

    белый - зима.

К нему прилагается конверт с картинками, изображающими различные сезонные изменения.

Дидактическая игра «Угадай, какое время года»

Один из детей встает спиной к воспитателю или к другому ведущему. Ведущий вращает зонт. В определенный момент ребенок говорит: «Стоп!». Зонтик застывает в руках ведущего. Ребенок поворачивается и смотрит, какая цветная часть зонта «смотрит» на него. Ребенок перечисляет приметы этого времени года и нанизывает соответствующие иллюстрации на зонт.
Возможен и другой вариант: ребенок рассказывает стихотворение или сочиняет рассказ об этом времени года.

Зонтик сказочных воспоминаний

Модель педагога Елены Никоновой

К куполу зонтика на тонких и прочных нитках крепятся сказочные персонажи. Дети читают стихотворение, произносят закличку или считалку. Педагог в это время крутит зонтик за ручку. С последним словом зонтик замирает. Дети должны назвать персонажа, который оказался перед ними, описать его, вспомнить эпизод из сказки.

Можно играть в загадки: ведущий (или дети) загадывает «зонтичного» персонажа и предлагает водящему его описание. Водящий по описанию должен определить, кто задуман.

Зонтик кукольной моды

Модель дефектолога Ольги Вдовенко и педагогов Нины Балашовой и Марины Черепиной

Под купол зонтика подвешивают кукольные платья. Зонтик можно использовать для ролевой игры, а также для дидактических игр. В этом случае требуется выставлять в ателье сезонную одежду, одежду для мальчиков или для девочек.

Веселый зонтик для самых маленьких

Модель педагогов Светланы Прядкиной и Светланы Москвиной

С его помощью можно учить малышей узнавать знакомые предметы и называть их признаки, учить различать геометрические фигуры, называть виды транспорта, названия животных; развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, зрительное внимание.

К зонтику прилагаются:

    набор геометрических фигур (объемные подвески);

    набор предметных картинок (насекомые, животные, птицы, транспорт);

    набор «Фрукты - ягоды» (застежки);

    явления природы (подвески: солнце, облако, туча, дождик, месяц, звездочка, снежинка).

Астрономический зонтик

Модель дефектолога Инны Багодеровой и педагогов Натальи Утюговой и Галины Зиновьевой

Зонтик помогает знакомить детей со звездами, планетами, другими небесными телами.

Зонтик-цветок

Модель педагогов Екатерины Азаренко и Екатерины Малашкиной

Зонтик-цветок - модификация сенсорного коврика для малышей.

Его купол обтянут синтепоном и украшен различного рода шнуровками, застежками, липучками, пуговицами, замочками, завязками и т.п.

Дидактические игры для дошкольников своими руками

Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 «Полянка» комбинированного вида г. Кстово Нижегородской области
Описание работы: актуальной задачей дошкольного образования является всестороннее психическое и интеллектуальное развитие детей. Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. В процессе дидактической игры ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. С целью всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста было изготовлено дидактическое пособие «Всезнайка». Его можно использовать и в работе с детьми старшего возраста, если подобрать игры, соответствующие возрастным особенностям.
Описание пособия:
Дидактическое пособие состоит из фанерного корпуса и 2-ух кругов с картинками, которыми служат грампластинки, свободно вращающиеся на металлических стержнях. Длину дидактического пособия необходимо сделать чуть меньше диаметра 2-х пластинок с целью удобного вращения за выступающие части. В комплекте пособия несколько парных кругов с картинками, собранными по лексическим темам.

Процесс изготовления дидактической игры:

1.Взять фанеру. Выпилить 2 –е части прямоугольной формы, соединить между собой с помощью петель.
2.В верхней части дидактического пособия выпилить окошечко в виде шестиугольника, в котором будет видно по одному сектору первого и второго круга.
3.В нижней части пособия вставить 2 металлических стержня.


4.Взять грампластинки.


5.Найти подборку картинок по изучаемым темам.


6.Пластинки разбить на 4, 5, 6 секторов в зависимости от числа картинок. В каждый сектор наклеить картинки, подобрав их по лексическим темам, таким образом, чтобы на левой пластинке картинки находились по часовой стрелке, а на правой - против часовой стрелки. Парные пластинки пометить путём наклеивания в центр одинакового по цвету кругу из самоклеящейся плёнки и ободка из цветной изоленты.
7.Открыть пособие и вставить парные пластинки на металлические стержни.


8.Закрыть крышку пособия и можно играть. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания другого круга. В этих играх одной картинке 1-го круга обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го круга.


Цель: обобщение знаний детей младшего дошкольного возраста.
Вариантов игр множество. Всё зависит от поставленных задач и пройденного детьми материала.
Пособие позволяет решать задачи:
-развивать познавательную активность;
-сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

Дидактическая игра "Кто где живёт?"

Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища;развивать мелкую моторику пальцев рук
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилищe.

Дидактическая игра "Кто что ест?"

Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании;
развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.


Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"

Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.


Дидактическая игра "Подбери цифре количество предметов"

Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру слева, правильно назвать её, затем подобрать картинку справа, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

Дидактическая игра "Цветные картинки"

Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Например, красная машина или синий мяч

Дидактическая игра "На что похоже"

Задачи: закреплять знание геометрических фигур;упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»;развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать геометрическую фигуру слева, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.
Например, круглый колобок, треугольная пирамидка

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает: какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, следует учесть, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Этап. Рефлексивный.

Упражнение «Комплименты».

Сидя в кругу, все берутся за руки, затем, глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, можно за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Психолог обращает внимание детей на то, что в этой игре важен зрительный контакт.

На этом наше занятие завершается, до свидания!

Занятие 26. Хвосты.

Цели

  1. Развитие эмоциональной сферы детей,
  2. Развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти,
  3. Развитие навыков вербального и невербального общения,
  4. Развитие мелкой мускулатуры руки,

5. Развитие произвольности психических процессов.

Материалы

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, стихотворение С.Я.Маршака «О мальчиках и девочках», кольцо.

Этап. Организационный.

Приветствие. Упражнение «Наши помощники»

Психолог: «Давайте поздороваемся, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Затем поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами...»

Этап. Мотивационный.

Вводная беседа

Сегодня на занятии мы получше узнаем друг друга и увидим, что каждый из нас особенный. Ну-ка, дайте я на вас посмотрю. У всех есть глазки, по два глазика у всех? У всех есть носик, у всех ротик, зубки, по две ручки, ни у кого нет трех? А-а-а, дети, так вы все оди­наковые.



Психолог выдерживает выразительную паузу на слове «одинаковые», давая детям возможность прийти в себя и воз­мутиться. Когда они возмутились: «Мы разные», психолог говорит: «Да где же вы разные? Вот ноги, вот руки, вот уши, и т. п. А, волосы разные? Характер разный? Хорошо, вы меня убе­дили, давайте разберемся, чем вы отличаетесь друг от друга». Дети вместе с психологом перечисляют, чем отличаются друг от друга: характер, внешность, привычки, мысли, внут­ренний мир.

После того, как дети поделились впечатлениями о том, что каждый из них особенный, ребята-дошколята попадают в лесную школу. Вспоминают, какую сказку слушали на прошлом занятии.

Этап. Практический.

Сказка «Хвосты».

Психолог: «Вначале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

В Лесной школе учились разные звери: Белочка, Зайчонок, Волчонок, Лисенок, Медвежонок, Мышонок, Енот, Кошечка и другие животные и птицы. Звери помогали друг другу, ведь у каждого что-то получалось лучше, чем у другого: Медвежонок был самым сильным, поэтому, когда надо было что-то поднять или передвинуть, то на помощь звали его. У Лисенка лучше всех получались логические задачки, и он помогал другим справляться с математикой. Белочка лучше всех вытирала доску. Все звери были дружелюбными, и хотя споры у них возникали, быстро наступало перемирие. Каждый ученик пытался понять и принять другого таким, какой он есть. К зиме некоторые звери меняли свои шубки. Белочка тоже поменяла и никак не могла налюбоваться своим новым нарядом, а особенно пушистым хвостом. На перемене звери играли в чехарду, и Зайчонок случайно наступил Белочке на хвостик. Раздался громкий крик. Белочка заплакала, а Зайчонок извинился дрожащим голосом:

Я нечаянно, прости меня, пожалуйста.

Нет, не прощу! - с обидой ответила Белочка.

Но почему? - испугался Зайчонок.

Потому что ты это сделал нарочно! Да, да. Ты... завидуешь мне. Ведь у тебя нет такого красивого пушистого хвостика!

Это неправда - закричал Зайчонок. - Я не завидую, и мне очень нравится мой хвостик.

Но ведь у Белочки и у меня хвост лучше, чем у тебя, Зайчонок. Признайся в этом! - вмешался Лисенок.

Зайцу не нужен длинный хвост, - пытался убедить всех Медвежонок.

А у тебя. Медвежонок, тоже хвост не удался, - в один голос крикнули Белочка с Лисенком.

Начался настоящий спор.

Все звери защищали только свои хвосты. Они кричали, пытаясь убедить друг друга. Но прозвенел звонок на урок... И вошел Учитель-Еж. Посмотрев на учеников, Еж заметил, что произошел какой-то конфликт.

Что случилось? - спросил Учитель. - Чем вы рассержены и почему пересели на чужие места?

Я не буду сидеть с Зайцем, потому что у него хвост маленький, - сказала Белочка.

И я не буду сидеть с Волчонком, потому что он обижает мой хвостик, - произнес Медвежонок.

Так вас поссорили хвосты? - удивился Еж.

Мы не дружим с бесхвостыми! - крикнул Лисенок.

А, так, значит, с сегодняшнего дня в классе учатся «хвостатые» и «бесхвостые»? - не спеша продолжал Еж. - Но только вы неправильно поделились.

Почему? - возмутились звери.

Вам надо было делиться на больших и маленьких, на хищников и травоядных, не забудьте про цвет шерсти, глаз и другие различия. - Еж внимательно смотрел каждому ученику в глаза. Он видел там и стыд, и обиду, и грусть. - И много останется у вас друзей после такого раздела? Вы будете одиноки. Все зверята молчали.

Школьный день продолжался. Были уроки, перемены. Но Белочка теперь не играла с Зайчонком, а Медвежонокуже не помогал «хвостатым».

Звучали насмешки и обидные прозвища. Домой хвостатые и бесхвостые ученики пошли разными дорогами.

Волчонок ушел из школы после всех. Он шел не спеша, наслаждаясь солнцем, теплым ветром, запахом растений, цветов...

Пройдя половину дороги, он услышал странный звук. Похожий на лай собак. Звук приближался очень быстро, и Волчонок увидел разъяренных псов. Изо всех сил он бросился бежать. Собаки стремительно приближались к нему. Вот уже чувствовалось их горячее дыхание и слышался лязг зубов. Но дом совсем рядом! Волчонок сделал последний рывок. Он спасен! Волчонок еще сидел с закрытыми глазами и слышал, как от его дома удаляются непрошеные гости. «Неужели я живой?! - подумал Волчонок. - Голова, лапы целы. А хвост? Где же хвост? Как же я буду бесхвостым?» Рыдая, Волчонок с ужасом представлял, как в школе над ним будут смеяться друзья. «Как же быть? С кем мне теперь дружить? А с кем я завтра сяду за парту?» - с этими мыслями Волчонок заснул...

В этом месте нужно прервать сказку и дать детям возможность предположить, чем она может закончиться. Без комментариев и оценок. А после того как школьники выскажут свое мнение, сказку можно продолжить.

Наступило утро. Волчонок медленно приближался к школе.

Иди к нам! - позвал друга Лисенок. Опустив глаза. Волчонок сел к «бесхвостым» зверям. В классе наступила тишина. «Что с Волчонком? Почему он так странно себя ведет? - подумали ученики. - Неужели с ним случилась беда?»

В полной тишине Волчонок рассказал все, что с ним произошло, поделился своими переживаниями и мыслями. Хвостатые и бесхвостые звери с ужасом представили эти события, а потом бросились обнимать своего друга.

Ты живой! Живой! И ты вместе с нами! А все остальное не имеет значения.

Неужели только такая беда может вам доказать, что важнее всего на свете? - спрашивал учеников Учитель.

Мы, хотим, чтобы в Лесной школе все ученики снова стали вместе играть, вместе учиться, помогая друг другу и поддерживая в трудную минуту, - ответил Лисенок, и все ребята полностью согласились с ним.

Я думаю, что в ваших силах выполнить это желание! - улыбнулся Учитель и торжественно произнес:

Так тому и быть!

«Как хорошо, что мы все такие разные, что есть чему поучиться друг у друга», - думали звери, вместе играя и принимая всех такими, какие они есть.

2. Пальчиковая гимнастика (См. Приложение 2)

Комплекс 2. Упражнение «Массаж ушных раковин», «Перекрестные движения», «Качание головой», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Медвежьи покачивания», «Поза скручивания».

3. Упражнение «Мальчики и девочки». (См. Приложение 1)

Дидактический материал: стихотворение С. Маршака «О мальчиках и девочках», цветные карандаши, бланк с заданием.

Психолог читает детям стихотворение:

Из чего только сделаны мальчики?

Из улиток, ракушек

И зеленых лягушек.

Вот из этого сделаны мальчики!

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных

И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки!

Психолог предлагает детям пофантазировать и нарисовать девочек и мальчиков в виде конфет, различных игрушек, всевозможных предметов.

После того как рисунки выполнены, психолог рассматривает их вместе с ребятами, отмечает лучшие из них и достоинства каждой работы.

Мальчики и девочки дарят друг другу свои работы.

4. Упражнение «Дорисуй-ка!». (См. Приложение 1)

Дорисуйте ученикам Лесной школы недостающие детали.

Игра «Пять имен»

Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся перед двумя линиями. По сигналу они должны пройти вперёд (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики – имена девочек, девочки – имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имён.

Можно назвать пять других слов (по темам: животные, растения, предметы домашнего обихода и т.п.). Таких слов множество, а подобрать 5 слов и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.

6.Упражнение «Домики». (См. Приложение 1)

Запомните всех животных, и кто в каком домике спрятался. Затем закройте ладошкой левую часть листочка и в правой части соедините каждое животное со своим домиком.

7. Упражнение «Графический диктант». (См. Приложение 1)

Дорисуйте узор по клеткам.

Этап. Рефлексивный.

Схема конспекта занятия

Тема : «Что на что похоже».

Возраст воспитанников : 6-8 лет.

Тип занятия : изучение нового материала.

Цель занятия: развитие вербальных функций дивергентного (творческого) мышления

Задачи занятия -

Образовательные (учебные, овладение различными видами предметной деятельности):

    Способствовать развитию навыка вовлечения в процессе поиска решения проблем неосознаваемых пластов опыта

Развивающие (формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий (саморазвитию) :

    совершенствовать ассоциативные механизмы мышления

    способствовать снятию реципрокности в работе больших полушарий головного мозга

    способствовать развитию образного мышления и воображения

Воспитательные (развитие личностных качеств) :

    Способствовать развитию коммуникативных качеств, умения слушать собеседника

Оборудование и технические средства обучения

Словарь : воображение, творчество.

Материалы и оборудование, используемые педагогом: мяч, 2 набора картинок

Планируемые результаты:

Метапредметные:

получат знания о понятии ассоциации;

овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений и отнесения к известным понятиям

применение полученных знаний в измененных условиях.

Коммуникативные:

Работать в группе, в парах, слушать собеседника, владение диалогической формой речи, договариваться и приходить к общему решению.

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, вырабатывать самостоятельность.

Личностные:

Развитие доброжелательности, уважение друг у другу.

Результаты

Критерии оценки

Метапредметные

коммуникативные

Учебная ситуация: вхождение, актуализация познавательной и аналитической деятельности с опорой на личный опыт учащихся через диалог

    готовность слушать собеседника и вести диалог;

    умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Активно включается в диалог, с интересом слушает педагога, поддерживает диалог, выдвигая собственные версии и приводя аргументы

Познавательные

Учебная ситуация: получение нового знания

    применение личностного опыта при определении основного понятия (ассоциации)

    произвольное осознанное устное высказывание

    овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений и отнесения к известным понятиям;

Регулятивные

Учебная ситуация:

    формирование умений оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    формирование умений конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

Адекватно оценивает свои действия, в случае неудачи делает попытку разобраться в причине неуспеха.

Учебная ситуация: рефлексия

    освоение начальных форм познавательной и личной рефлекции;

Адекватно оценивает свои достижения, точно позиционируя себя на «горе знаний», задание вызывает интерес

Личностные

смыслообразование

Учебная ситуация: рефлексивно-оценочного характера

    наличие мотивации в работе на результат ;

Регулярно проявляет интерес к заданиям, в которых прогнозируется определенный результат

самоопределение

Учебная ситуация: получение нового знания

    принятие и освоение социальной роли обучающегося;

    развитие доброжелательности, уважение друг у другу.

Активно включается в учебно-познавательную деятельность, адекватно оценивает свои образовательные результаты, понимает важность личного вклада для их достижения

Ценностная
ориентация

Учебная ситуация: получение нового знания

    формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии

Воспринимает окружающий мир как целостную систему. Может проводить микро- и макроанализ объектов (рассматривать его как отдельную систему и показывать его роль в системе более высокого уровня иерархии)

Этапы работы

Содержание этапа

(деятельность педагога)

Деятельность детей

Вхождение

Приветствие

Введение темы

Мотивация

Планирование, целеполагание

Цели для обучающихся:

Настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально)

Цели и задачи для педагога:

Создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;

Включить всех воспитанников в работу

Установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;

Методы организации работы:

Контактная игра.

Проблемные вопросы

Игра-ассоциация

Форма организации работы : фронтальная, индивидуальная.

Приветствие, создание эмоционального настроя на работу, сильной мотивации

Приветствует воспитанников. Предлагает ритуал приветствия.

Метод «Приветствие»

Участники должны буду здороваться друг с другом, но не просто так, а фантазируя при этом.

Для начала они представляют себе, что встречают близкого друга или подругу, которого давно не видели.

Следующее, что педагог просит – представить участников, что они инопланетяне. Как по-вашему они могут приветствовать друг друга?

Просит участников представить, что они находятся в чужой стране – может быть Индии или Японии.

Просит участников представить, что они пингвины

Теперь участники представляют, что встретили своего очень хорошего, близкого друга или подругу, с которыми не виделись несколько месяцев.

А теперь скажите, что, помимо приветствия друг друга, вы делали? Какое ваше качество, свойство вам приходилось применять здесь?

И как вы думаете, какая тема занятия сегодня?

Хотите научиться думать нестандартно, необычно? Находить неожиданные решения задач?

А как вы думаете зачем это нужно?

Участники ходят по комнате – молча, ни с кем не разговаривая. Участники приветствуют друг друга так, если они очень хорошие друзья. (30 секунд)

Участники здороваются со всеми, кого они знают. (30 секунд)

приветствуют друг друга в соответствии с заданным образом, проявляя сообразительность и воображение.

Участники отвечают на вопрос

Выходят на понятия воображение и фантазия

Отвечают

Обучающиеся отвечают на вопросы, слушают ответы друг друга

Основной.

Оценка знаний учащихся

Сообщение новой информации (инпут)

Формирование и развития навыка

Цель для обучающихся:

Совершенствовать ассоциативное мышление, вербальные способности,

Развить образное мышление, воображение

Цель для педагога:

Познакомить обучающихся с понятиям ассоциации;

Совершенствовать ассоциативные механизмы мышления

Способствовать снятию реципрокности в работе больших полушарий головного мозга

Способствовать развитию образного мышления и воображения

Методы организации работы : использование проблемных вопросов и заданий, тренинговые упражнения.

Формы организации работы : индивидуальная, фронтальная.

Могут достаточно легко воспроизводить свои ассоциации при выполнении упражнений;

Используют оригинальные образы.

Критерии определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интереса к изучаемому материалу:

Заинтересованность в работе;

Методы мотивирования учебной активности воспитанников:

смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

Вводится понятие «ассоциации» как образ-слово возникшее на исходное

Упражнение “Бег ассоциаций”

Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом любое существительное. Например, я бросаю мяч Николаю, называя слово “карусель”. Николай быстро называет любое слово, пришедшее ему в голову по поводу “карусели” и отправляет мяч обратно. Следующий скажет свою ассоциацию в ответ на брошенное ему слово. Постараемся делать это быстро, долго не обдумывая”.

При кажущейся простоте упражнение нередко вызывает трудности у участников. Это может выражаться в сообщениях о том, что ничего не приходит в голову, в длительных паузах, даже раздражении. Возникающее при этом напряжение некоторые участники пытаются преодолевать, реагируя заранее заготовленными словами. Педагог во время выполнения упражнения не акцентирует на этом внимание. Главное, к чему стремится ведущий - создание атмосферы, способствующей спонтанному порождению ассоциаций.

Когда упражнение завершено, можно спросить у участников, с какими трудностями они столкнулись во время его выполнения, на что они обратили внимание во время работы.

Упражнение «Необычные изобретения»

Педагог демонстрирует изображения необычных предметов (прил.1), задача участников ответить на вопрос по картинке:

Что это?

Для чего нужно?

Упражнение “Невероятные истории” .

Это упражнение заимствовано из техники сочинения историй с помощью игральных карт Нормой Лебен.

Педагог выкладывает перед группой набор картинок изображение вниз и говорит, что каждый из участников, когда наступит его очередь, может открыть две картинки. Поясняется, что группе предстоит сочинить историю, используя изображение на картинках.

Педагог начинает рассказ и задает тон развитию сюжета. По мере развития сюжета картинки располагаются в виде спирали, раскручиваясь из центра по часовой стрелке. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы в сюжет не вовлекались разрушающие, негуманные идеи.

Промежуточная рефлексия

Понравился ли получившийся рассказ? Что получилось, что нет?

Слушают

Участники выполняют упражнение

Выполняют упражнение, могут помогать друг другу при затруднениях, предлагая свои варианты ответов

Выполняют упражнение, сочиняют историю

Отвечают на вопросы, анализируют результат и свой вклад в общее дело

Закрепление учебного материала .

Цель для обучающихся:

Определить первичный уровень освоения навыка;

Научиться выражать свои мысли и чувства вербально

Цель для педагога:

Используя приемы способствовать повышению мотивации воспитанников к закреплению нового материала.

Методы организации работы :

Тренинговое упражнение коммуникативного характера.

Формы организации работы : парная.

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

Успешное выполнение упражнения;

Удовлетворение от проделанной работы.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся:

смена видов деятельности, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

Упражнение “Мои ассоциации” “Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его хорошие проявления во время нашей работы, все что он говорил, делал. Теперь решите, на какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание”.

Это упражнение позволяет каждому участнику получить личностно ориентированную обратную связь, в то же время характер задания направлен на развитие ассоциативных механизмов.

Разбиваются на пары случайным порядком

Выполняют упражнение

Подведение итогов занятий. Рефлексия. Обсуждение ДЗ.

Цель для обучающихся:

В ходе проведения рефлексии определить

уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме.

Цель для педагога:

- подвести итоги урока, построив траекторию дельнейшей работы по освоению новой темы для каждого обучающегося;

Создание благоприятного психологического климата в коллективе

Рефлексия по методу «Шеринг»

Как вы себя чувствовали во время занятия?

Понравилось ли занятие? Было ли оно полезным и почему?

Ритуал прощания.

Педагог просит встать в круг и взяться за руки. Говорит, что все отлично поработали и предлагает поблагодарить друг друга.

Участники по очереди высказываются о занятии, своем самочувствии

Участники встают в круг, берутся за руки, по очереди говорят спасибо др. др.

Приложение 1