Типовые формы рельефа местности и их характеристика
Все многообразие неровностей, образующих земную поверхность, можно
подразделить
на различающиеся между собой формы, которые принято называть
основными
типовыми формами рельефа. К ним относятся формы рельефа.
Основой топографической подготовки является работа с
картографическим
материалом, а также глазомерная съемка маршрута и изучение теории
картографии.
В практике используются различные картографические материалы: карты,
планы,
специальные туристские картографические издания.
Карта (план) - уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное
в
определенном масштабе.
Географические карты принято классифицировать по содержанию и
масштабам. По
содержанию они делятся на общегеографические и
тематические.
На общегеографических
картах
изображаются населенные пункты, пути сообщения,
гидрографическая сеть, рельеф, растительность, границы. Эти элементы
отбираются в
их взаимосвязи и значении для народного хозяйства, науки, культуры.
Содержание
географических карт разрабатывается на основе согласования требований к
картам
различных организаций.
На тематических
картах
подробно изображаются отдельные явления, составляющие
тему карты (например, растительные зоны пли полезные ископаемые).
Содержание
карты в этом случае разрабатывается так, чтобы элементы, составляющие
ее тему,
четко выделялись на фоне изображения общегеографических элементов
местности.
Географические карты по масштабу изображения подразделяются на ряд
типов.
Обзорно-географические
карты
(масштаб мельче 1:1000000) содержат изображение
значительных частей земной поверхности (областей, стран) и применяются
главным
образом при изучении географии. Карты этого масштаба удобны для
общего
ознакомления с районом.
Обзорно-топографические
(масштаба 1:200 000-1:500 000) и политико-
административные
(масштаба 1: 500 000-1:750 000) карты более подробны и
точны,
чем обзорно-географические, удобны для изучения районов и для расчетов,
не требующих
высокой точности.
Топографические карты благодаря крупным масштабам отличаются
богатством
содержания и высокой геометрической точностью. Чаще используются
выкопировки из
карт масштаба 1:100000.
Гипсометрические
карты
-
основное содержание их составляет рельеф,
изображенный горизонталями - кривыми замкнутыми линиями. Каждая
горизонталь
обозначает горизонтальный контур соответствующей неровности, все точки
которого
расположены на местности на одной высоте над уровнем моря. Высоты
сечений для
изображения рельефа горизонталями зависят от масштаба, в котором
составлена
карта. Нормальной, установленной для карт, считается высота сечения,
равная 0,02
величины масштаба карты (5 м при масштабе 1:25000, 20 м - при 1:100000,
40 м -при
1:200000, 100 м -при 1:500000, 200 м -при 1: : 1000 000). Для
гипсометрических карт
важно, чтобы положение объектов в плане, а также пространственные формы
и
размеры земной поверхности изображались с наибольшей точностью и
подробностью,
допускаемыми масштабом карты.
Планы
лесоустройства и
землеустройства
составлены на территории, входящие в Государственный лесной фонд. Они
бывают двух масштабов: черно-белые- 1:10000,
цветные- 1:25000. На лесопланах показано все, что относится к ведению
лесного
хозяйства: просеки, контуры леса и вырубок, основные дороги, ручьи,
болота
(обобщенные). Рельеф на планы не наносится. Лес на плане изображается
разбитым на
кварталы системой просек. Просеки ориентированы по географическому
или
магнитному меридиану, сторона квартала равна 1000 или 500 м. Кварталы
нумерованы,
причем в каждом лесничестве нумерация начинается с северо-запада с
единицы. Сначала
нумеруется верхний ряд, затем по очереди все остальные. Возрастают
номера с запада
на восток. На углах кварталов (пересечение просек) стоят квартальные
столбы. Их
стороны, обращенные внутрь кварталов, имеют затесы, на которых написаны
номера
соответствующих кварталов. На квартальных просеках через 200 или 250 м
ставятся
визирные столбы, нумерованные римскими или арабскими цифрами. От них в
лес идут
визирные просеки шириной 0,5 м, обозначенные на местности зарубками на
деревьях и
вехами - заостренными в верхней части палками высотой 1-1,5 м. Вдоль
просек и визиров
на затесах деревьев или на колышках высотой 50-70 см имеются
стометровые отметки
расстояния. Каждая 90 горизонтальная чарта означает 100 м, а каждая
наклонная - 500
м. Все установленные в лесу столбы помечены на лесоплане жирными
точками. На
черно-белые лесопланы наносятся все последние данные о вырубках,
посадках и других
изменениях в лесу. На цветные лесопланы условными цветами наносятся
породы
деревьев.
Планы землеустройства составляются на колхозные и совхозные земли в
масштабах
1:5000, 1:10000 и 1:25000. Их границы точно стыкуются с границами
лесопланов.
Навигационные карты и пособия используются для плавания по судоходным
рекам,
открытым озерам и морям. Плавания по ним совершают туристы,
путешествующие на
байдарках под парусами и разборных парусных судах. Различают карты
навигационные
(морей, озер, судоходных рек) - для ведения прокладки и определения
места судна при
плавании и справочные - для получения дополнительных сведений о
районировании
плавания.
Навигационные карты
подразделяются на:
планы (1:1000-1:25000), дающие наиболее подробное изображение важного
участка;
частные карты (1:50000-1:500000), служащие для обеспечения плавания на
некотором
удалении от берегов. На этих картах достаточно подробно нанесены
глубины и
береговые объекты, пригодные для определения места судна; генеральные
карты для рек
и некоторых водохранилищ (1: 10 000-1:100000), удобные для
ориентирования при
глазомерной проводке судна, так называемые лоцманские. На лоцманскую
карту наносят
меженный фарватер, глубины, судоходные плавучие и береговые знаки,
большие суводи
(улова), свальные течения, прибрежные населенные пункты. На отдельных
листах могут
даваться перекаты и их элементы, рекомендации по проводке судов через
эти перекаты.
Карты на озера и крупные водохранилища составляются по тем же правилам,
что и
карты морей, но в прямоугольной проекции.
Туристские схемы и
карты
выпускаются для районов, по которым пролегают
маршруты туристских групп, и знакомят с памятниками истории и культуры,
местами
жизни и деятельности выдающихся людей, уникальными природными
комплексами. На
этих схемах и картах показаны гостиницы и кемпинги, места отдыха,
сеть
автомобильных и железных дорог, крупные населенные пункты,
станции
техобслуживания, речная сеть и границы лесных массивов. Если схема
составлена для
горного района (Кавказ, Тянь-Шань), на ней указаны наиболее известные
перевалы,
обозначены отмывкой горные хребты и равнинная часть, станции
контрольно-
спасательной службы.
Туристские схемы выпускаются в масштабах 1:500-1:10000, а туристские
карты - в
масштабах 1:200000, 1:250000 1:300 000 1:400000, 1:600000 и мельче.
Иногда на
туристских схемах и картах масштаб не указывается. Тогда его можно
определить по
заранее известным расстояниям для данной местности, используя другие
карты,
например административные, атласы железных дорог и т.
п.
Как правило, на туристских схемах и картах дается направление
магнитного меридиана.
Если такое направление не указано, его можно определить по компасу на
местности - по
характерным линейным ориентирам (дороги, реки, каналы), имеющим на
данном участке
прямолинейное направление.
Рис. Определение расстояний по линейному масштабу с помощью
циркуля
В том случае, когда раствор циркуля превышает длину линейного или
поперечного
масштаба, некоторое целое число километров определяется по квадратам
километровой
сетки, а остаток — обычным порядком по линейному или
поперечному
масштабу.
Ломаные линии удобно измерять путем последовательного наращивания
раствора
циркуля прямолинейными отрезками.
Рис. Измерение расстояний способом наращивания раствора
циркуля
Соответствующее раствору циркуля расстояние определяется порядком,
изложенным
выше.
Измерение расстояний по кривьім производится шагом циркуля. Длина шага
циркуля
зависит от степени извилистости линии, но, как правило, не должна
превышать (для
точных измерении) 1 см. Для исключения ошибки вследствие деформации
бумаги (карти)
длину шага циркуля предварительно проверяют по линии километровой
сетки.
Рис. Измерение расстояний шагом циркуля
Коэффициент поправки при массштабе карты
б). Определение
прямоугольных
координат с помощью координатомера
На квадрат, в котором расположена цель, накладывают координатомер так,
чтобы
одна его шкала совпала с нижней стороной квадрата (рис.), и
передвигают
координатомер вдоль этой линии до совпадения второй шкалы с целью. При
этом
положении координатомера берут отсчёты. Отсчёту по вертикальной
шкале
соответствует отрезок по оси X, отсчёту по горизонтальной шкале -
отрезок по оси Y .
Часам придают не горизонтальное, а наклонное положение (для широты
50-40° -под
углом 40-50° к горизонту), при этом часы держат цифрой "1" от
себя;
- найдя на циферблате середину дуги между часовой стрелкой и цифрой
"1",
прикладывают здесь спичку, как показано на рисунке, т. е.
перпендикулярно циферблату;
- не изменяя положения часов, поворачиваются вместе с ними по отношению
к Солнцу
так, чтобы тень от спички проходила через центр
циферблата.
В этот момент цифра "1" будет находиться в направлении на
юг.
Можно приближенно определить направление сторон горизонта по
перемещению
вершины тени. Для этого на ровной площадке устанавливают палку и
отмечают
(колышком, камнем) вершину ее тени. Через 10-20 мин отмечают второе
положение
вершины тени. Прямая от первой отметки ко второй укажет приближенно
направление
запад - восток, а перпендикуляр к ней - север-юг (см.
рис.).
Удобство этого способа заключается в том, что он может применяться,
когда время
неизвестно.
б) Определение сторон
горизонта по
Полярной звезде
Практически для простейших определений принимается, что Полярная звезда
находится
в направлении на север (отклонение -* около
1°).
Местоположение Полярной звезды определяется по созвездию Большой
Медведицы:
мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звезды "ковша"
(а и р), и
откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию
между
этими двумя звездами. Здесь находится Полярная звезда, которая
опознается по
яркости; она ярче всех окружающих ее звезд и примерно равна по яркости
звездам
созвездия Большой Медведицы. Кроме того, Полярная звезда является
концевой звездой
"ручки ковша" созвездия Малой Медведицы (см.рис.).
в) Определение
сторон горизонта
по признакам местных предметов
Признаки, обусловленные расположением предметов по отношению к
Солнцу:
- кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше,
эластичнее (у березы -
светлее) - на южной;
- у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне
поднимается
выше по стволу;
- с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные
кровли раньше
и обильнее покрываются лишайниками, грибками;
- на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной
стороны;
- муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов;
кроме того,
южный скат муравейников пологий, а северный -
крутой;
- весной травяной покров более развит на северных окраинах полян,
прогреваемых
солнечными лучами; в жаркий период лета - на южных,
затененных;
- ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют,
желтеют) с
южной стороны;
- летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более
сухая с южной
стороны, что можно определить на ощупь;
- снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на
снегу
образуются зазубрины - "шипы", направленные на юг;
- в горах дуб чаще произрастает на южных склонах. Прочие
признаки:
- алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на
восток, а
главные входы расположены с западной стороны;
- алтари католических церквей (костелов) обращены на
запад;
- приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на
север;
- кумирни (языческие молельни с идолами) обращены фасадом на
юг;
- просеки в больших лесных массивах, как правило, ориентируются в
направлении север -
юг и запад - восток; нумерация кварталов лесных массивов в СССР идет с
запада на
восток и далее на юг.
Ввиду того что под воздействием различных причин в действительности
бывает много
отклонений от перечисленных правил, при ориентировании необходимо
учитывать не
один, а несколько признаков.
г) Определение
сторон горизонта
с помощью карты
Для решения задачи необходимо ориентировать карту по линии местности
или
ориентирам; затем заметить ориентир вдоль восточной или западной рамки
карты в
северном направлении. Направление на ориентир будет направлением на
север
Если в точке
стояния на
местности таких ориентиров нет, то ее можно
определить одним из
следующих
способов:
Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз.
Это
наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают
один-два
местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно
свое
местоположение относительно этих предметов по направлениям и
расстояниям до них
и намечают точку своего стояния (см.рис.).
Промером
расстояний.
Двигаясь
по дороге (по просеке в лесу или другой линии на
местности), обозначенной на карте, замерить парами шагов (по спидометру
машины)
пройденное расстояние от ближайшего ориентира. Для определения точки
своего
стояния достаточно лишь отложить измеренное (пройденное) расстояние по
масштабу
на карте в нужном направлении.
По створу.
Створом
называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две
другие характерные точки местности (ориентиры).
Если машина находится на линии створа, ее местоположение на карте может
быть
определено одним из следующих способов:
Определение точки
стояния по
створу и линейному ориентиру.
- по створу и линейному ориентиру. Если мы находимся на линейном
ориентире
(дороге) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить
на карте
прямую через условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с
которыми
находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка
пересечения
линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния;
По створу и
боковому ориентиру.
В приведенном на рис. примере створом служит
направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния
ориентируют
карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру
(отдельное
дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией
створа. В
пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет
находиться точка
стояния;
Определение
точки стояния
по створу и боковому ориентиру.
- по измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа.
Затем
определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии
створа, и
откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на
себя).
Полученная на прямой точка будет точкой стояния.
Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности
и наличии
на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить
надежными
ориентирами.
По боковому ориентиру засечка производится, как правило, при
движении по дороге
или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге,
ориентируют карту,
опознают на ней изображение хорошо видимого на местности предмета
(ориентира),
прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на
него.
Затем, не изменяя положение линейки, прочерчивают на карте прямую линию
до
пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной
линии с
условным знаком дороги будет искомой точкой
стояния.
Определение
точки стояния
засечкой по боковому ориентиру.
Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте,
если
направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения
под прямым
углом. Такой случай называется засечкой по
перпендикуляру.
По двум - трем ориентирам засечка чаще всего
выполняется,
когда свое
местоположение на карте не обозначено. Карту ориентируют по компасу и
опознают
на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в
предыдущем
случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по
линейке
направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны
пересечься в одной
точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка часто называется
обратной.
Для более быстрого измерения удобно пользоваться самодельным аналогом дальномерной сетки:
Из листового материала (например из картона) изготавливается
прямоугольная пластина
с прорезью в форме прямоугольного треугольника с основанием 80 мм и
высотой 17 мм.
По основанию делается сантиметровая разметка и наносятся
цифры по
порядку:
50, 58, 67, 80, 100, 133, 200 - это и будет расстояние до
объекта
(до человека).
К пластине привязывается бечёвка или шнурок длиной 50 см с узелком на
конце.
Зажав узелок в зубах и вытянув руку с пластиной Вы получите дальномер,
расположенный точно на расстоянии 50 см от глаз. Подобный дальномер
часто
используется в таких приборах, как прицелы и бинокли. По такому же
принципу измеряется
расстояние оптическим теодолитом, но вместо простого объекта
применяется мерная линейка.
Разметка на нашем "приборе" наносится из простого расчёта:
Пересчитав шкалу, используя другой эталон вместо среднего роста
человека (170 см), можно
сделать дальномер для любого типа объектов. например:
При визуальном определении расстояний используются субъективные данные,
как то - слух и зрение.
Например можно определять расстояние:
Следует знать о линии горизонта, которая тем дальше, чем выше точка
наблюдения.
Например: человек ростом 170 см будет видеть линию горизонта на ровной
местности
на расстоянии около 4,5 километра, а с высоты 5 метров - на расстоянии
9 километров.
При пользовании любым компасом следует помнить, что в свободно
подвешенном
состоянии магнитная стрелка своими концами будет направлена на север и
на юг. Но
это приближенно. Стрелка располагается не по направлению
истинного
(географического) меридиана, а по направлению магнитного меридиана.
Угол между
истинным меридианом и магнитным называется склонением магнитной стрелки
(магнитное склонение).
Оно для каждой местности различно и может быть восточным
(со знаком +) или западным (со знаком -). Величина его для большей
территории Европы
и Азии не превышает 5—7°, за исключением районов
магнитных аномалий.
Поэтому в
большинстве случаев можно считать, что магнитный меридиан практически
совпадает
с истинным, и северный конец стрелки показывает направление примерно на
север.
Однако для более точного ориентирования, особенно при движении по
азимутам, нужно
учитывать величину склонения, которая указывается на топографических
картах.
(На военных картах обычно оно указывается внизу листа-квадрата).
Не следует слишком полагаться на магнитный полюс, если район путешествия
совпадает с близким к поверхности залеганием железных руд. Также
следует учитывать
миграцию магнитного полюса и соответственного, хотя и малого, но
изменения
направления магнитного склонения.
Чтобы с помощью компаса определить стороны горизонта, следует отпустить
тормоз
магнитной стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть
его так,
чтобы северный конец стрелки оказался против буквы
«С» (север). При
таком
положении буквы «В», «3» и
«Ю» укажут направление на восток, запад и
юг. В любом из
этих направлений можно выбрать на местности какой-либо предмет -
ориентир,
который и будет в дальнейшем использоваться для ориентирования при
движении по
маршруту.
Глава 5. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПО КАРТЕ
Карта-основное средство ориентирования. Топографическая карта была и остается надежным путеводителем по незнакомой местности. С помощью карты можно быстро и точно определить свое местоположение, указать обнаруженные цели, уверенно выдержать заданный или намеченный маршрут движения.
Значение карты как средства ориентирования особенно возросло в современном бою, когда подразделения быстро перемещаются на большие расстояния днем и ночью, часто действуют самостоятельно при решении многих боевых задач.
Оборудование боевых и специальных машин наземной навигационной аппаратурой не умаляет значения карты. Эта аппаратура используется в комплексе с топографической картой, а не заменяет ее.
При ориентировании на местности командиры подразделений обычно пользуются топографическими картами масштабов 1:50000 и 1:100000.
Ориентирование на местности по карте включает ориентирование карты, сличение ее с местностью и определение своего местоположения (точки стояния).
5.1. Ориентирование карты
Ориентировать карту-это значит расположить ее в горизонтальной плоскости так, чтобы северная (верхняя) сторона рамки карты была обращена на север. При таком положении карты расположение местных предметов и форм рельефа на местности будет соответствовать расположению условных знаков на карте.
Ориентирование карты может быть выполнено по линейному ориентиру или направлению на ориентир, когда на карте заранее известно свое местоположение (точка стояния). Если точка стояния неизвестна, карту ориентируют по сторонам горизонта.
По линейному ориентиру карта может быть ориентирована приближенно или точно.
Для приближенного ориентирования достаточно повернуть карту так, чтобы мысленно прочаденное от точки стояния направление вдоль условного знака линейного ориентира на карте, например дороги, совпало с направлением этого ориентира на местности. Приближенное ориентирование карты выполняют чаще всего на марше при сличении карты с местностью в движении и контроле за прохождением заранее намеченных или выбранных ориентиров-перекрестков и развилок дорог, мостов, населенных пунктов и других характерных объектов. Свое местоположение на карте в таком случае определяют также приближенно, на глаз. Для точного ориентирования карты используют визирную линейку или карандаш. Приложив линейку к условному знаку линейного ориентира, например дороги (рис. 63), совмещают ее направление с направлением этого ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположенные на местности справа и слева от дороги, имеют такое же расположение на карте. Если это условие выполнено, карта ориентирована правильно.
По направлению на ориентир карту ориентируют так ке, как и по линейному ориентиру. Отличие состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используют направление от точки стояния на какой-либо удаленный местный предмет (отдельное дерево, мост, ретранслятор, т. е. точечный ориентир), надежно опознанный на местности и на карте.
При приближенном ориентировании карты этим способом ее поворачивают в горизонтальном положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим направлением на местности.
Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет (ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша (рис. 64). Линейку прикладывают на карте боковой гранью к точке стояния (отдельный камень) и условному знаку того предмета, по направлению на который ориентируют карту (железнодорожный мост). Затем поворачивают карту в горизонтальном положении так, чтобы предмет на местности оказался на линии визирования. В таком положении карта будет ориентирована точно.
По компасу карту ориентируют, когда не определено свое местоположение на ней или с точки стояния не видно ориентиров.
При приближенном ориентировании карты вначале по компасу определяют направление на север, затем поворачивают карту так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена в сторону севера.
При точном ориентировании карты по компасу вначале указатель отсчета компаса устанавливают против деления шкалы, равного поправке направления, если компас устанавливают на вертикальной линии километровой сетки, или величине магнитного склонения, если компас устанавливают на западную или восточную сторону рамки карты (рис. 65). Если поправка направления (магнитное склонение) положительная (восточное), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а если отрицательная (западная)-влево.
Затем компас устанавливают на карту так, чтобы нулевой диаметр его лимба (или линейка компаса АК) совпал с одной из вертикальных линий координатной сетки или с одной из боковых сторон рамки карты (западной или восточной), а нуль-пункт был направлен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту поворачивают в горизонтальном положении до тех пор пока северный конец магнитной стрелки не установится против отсчета, который предварительно был установлен на шкале.
Если поправка направления (или величина магнитного склонения) меньше 3°, т. е. равна цене деления шкалы компаса, она при ориентировании карты не учитывается.
По Полярной звезде карта будет ориентирована, если верхняя (северная) сторона рамки будет обращена в сторону Полярной звезды, т. е. на север.
5.2. Определение на карте точки своего стояния
Точка стояния может быть определена на карте различными способами: по ближайшим ориентирам на глаз, промером пройденного расстояния, засечкой. Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуемой точности.
Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния (рис. 66).
Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом (поворотом), изображенным на карте, то место расположения условного знака (точки поворота) этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.
Промером расстояния. Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. д.), а также при движении по азимуту. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряется шагами или определяется по времени движения.
По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния.
По
створу.
Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния
и две другие характерные точки местности (ориентиры).
Если машина находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено одним из следующих способов:
-по створу и линейному ориентиру (рис. 67). Если мы находимся на линейном ориентире (дороге) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую через условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния;
По створу и боковому ориентиру. В приведенном на рис. 68 примере створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. В пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния;
По измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния.
Засечкой
точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличии
на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными
ориентирами.
По боковому ориентиру (рис. 69) засечка производится, как правило, при движения по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на ней изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него. Затем, не изменяя положение линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния.
Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом. Такой случай называется засечкой по перпендикуляру.
По двум-трем ориентирам (рис. 70) засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено. Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка часто называется обратной.
Засечка по измеренным (построенным) углам (рис. 71) (способ Болотова) выполняется в такой последовательности:
- с помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте;
Строят измеренные углы на прозрачной бумаге при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности;
Накладывают бумагу на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построено по измеренным углам;
Совместив все направления с соогветствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния.
По обратным дирекционным углам (рис 72) засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто. В этом случае измеряют компасом обратные азимуты с точки стояния на два-три точечных ориентира, видимых на местности и опознанных на карте. Величины обратных азимутов отсчитывают на шкале компаса против указателя, расположенного у целика. Измеренные азимуты переводят в дирекционные углы (см. разд. 5.3). Затем, построив эти углы при соответствующих ориентирах на карте, прочерчивают направления до пересечения друг с другом. Точка пересечения направлений и будет точкой стояния.
При определении точки стояния любым способом засечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30 и не более 150°. При всех возможных случаях проверяют положение полученной точки стояния визированием на дополнительный местный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его сторона более 2 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты.
5.3. Подготовка по карте данных для движения по азимутам
Подготовка данных для движения по азимутам выполняется по крупномасштабной карте и включает изучение местности, выбор маршрута и ориентиров по его участкам, определение магнитных азимутов (дирекци-онных углов) направлений и расстояний между выбранными ориентирами, оформление данных на карте или составление схемы (таблицы) движения.
При изучении местности в направлении движения оценивают главным образом ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, определяют труднопроходимые и непроходимые препятствия и пути их обхода.
Выбор маршрута и ориентиров. Начертание маршрута зависит от характера местности, наличия ориентиров на ней и от условий предстоящего движения. Основное требование к маршруту состоит в том, чтобы он обеспечивал быстрый, а в боевой обстановке и скрытный выход к указанному пункту.
Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он был с минимальным числом поворотов. В маршрут включают дороги, просеки и другие линейные ориентиры, направление которых совпадает с направлением движения. Это облегчит выдерживание направлений движения. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (например, постройки башенного типа,перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические знаки).
При выборе ориентиров на участках маршрута необходимо учитывать способ выдерживания направления движения и точность, которую он обеспечивает. Например, точность выдерживания направления движения по компасу составляет 0,1 пройденного расстояния. Если расстояние между ориентирами на участке маршрута будет 6 км, то при выходе к очередному ориентиру отклонение может быть 600 м. На отыскание ориентира на местности в этом случае потребуется много времени.
Опытным путем установлено, что расстояния между j ориентирами по маршруту движения не должны превышать 1-2 км при движении днем в пешем порядке, а при движении на машине и выдерживании направлений по гирополукомпасу-6-10 км. Для движения ночью ориентиры намечаются по маршруту чаще. Чтобы обеспечить скрытный выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по гребням возвышенностей иоткрытым участкам. Примерный вариант выбора маршрута показан на рис. 73.
Определение магнитных азимутов. Магнитный азимут направления на местный предмет может быть определен по измеренному на карте дирекционному углу или истинному азимуту этого направления. При переводе дирекционного угла (истинного азимута) в магнитный азимут учитывается поправка направления (магнитное склонение) для данного листа карты. Взаимозависимость между магнитным азимутом, диррекционным углом и истинным азимутом показана на рис. 74.
Дирекционный угол (a)-угол между северным направлением вертикальной линии координатной сетки на карте и направлением на предмет (ориентир), отсчитанный по ходу часовой стрелки. Он может иметь значение от 0 до 360°.
Истинный азимут (А)-угол между северным направлением истинного меридиана (боковой стороной рамки карты) и направлением на предмет, отсчитанный по ходу часовой стрелки. Истинный азимут, как и дирекционный угол, может иметь значения от 0 до 360 0 .
Сближение меридианов (Сб)-угол между северным направлением истинного меридиана и вертикальной линией координатной сетки. На топографических картах СССР величина сближения меридианов не превышает ±3°.
Магнитное склонение (Ск)-угол между северным направлением истинного меридиана и направлением магнитного меридиана (магнитной стрелки). Еслисеверный конец магнитной стрелки отклоняется от истинного меридиана на восток, магнитное склонение считается положительным, а на запад-отрицательным.
Поправка направления (ПН) - угол между направлением вертикальной линии координатной сетки и магнитным меридианом. Она равна алгебраической разности магнитного склонения и сближения меридиа-нов:
ПН = (± Ск) - (± Сб).
Данные о магнитном склонении, сближении меридианов и величине поправки направления помещаются под южной стороной рамки каждого листа топографической карты крупного масштаба. Переход от измеренных на карте дирекционных углов (истинных азимутов) к магнитным азимутам выполняется по формулам:
Ам= a -(±ПН);
Ам=А-(±Ск).
Измерение по карте дирекционных углов. Дирекци|нные углы направлений на местные предметы (ориентиры) измеряют по карте транспортиром или артиллерийским кругом. Они обеспечивают точность измерения угла с ошибкой ±1-2°. Для более точного измерения углов используется хордоугломер (см. разд. 6.2).
Транспортиром дирекционный угол на карте измеряют в такой последовательности:
Ориентир, на который измеряют дирекционный угол, соединяют прямой линией с точкой стояния так, чтобы прямая пересекла хотя бы одну вертикальную линию координатной сетки. Если ориентир и точка стояния расположены в одном квадрате сетки, то эту линию продолжают до пересечения с вертикальными линиями координатной сетки других квадратов;
Прикладывают транспортир к линии координатной сетки, как показано на рис. 75, и отсчитывают по транспортиру величину дирекционного угла.
В нашем примере дирекционный угол с точки А (отдельный камень) на точку В (отдельное дерево) равен 60°, а дирекционный угол с точки А на точку С (геодезический пункт) - 302°.
Артиллерийский круг представляет собой целлулоидную пластину, по внешнему срезу которой нанесена шкала в делениях угломера. Цена одного деления равна 0-10. Большие деления, соответствующие 1-00, оцифрованы от 0 до 60; при этом ряд красных цифр нанесен в возрастающем порядке по ходу часовойстрелки, а ряд черных цифр - против хода часовой стрелки.
При измерении дирекционного угла артиллерийский круг устанавливают на карте так, чтобы его центр совпал с точкой пересечения линии определяемого направления и вертикальной линии координатной сетки, а нулевой штрих-с северным направлением этой линии. Затем снимают отсчет по красной шкале круга против линии определяемого направления.
Измерение по карте истинных азимутов выполняют транспортиром или артиллерийским кругом так же, как и измерение дирекционных углов. При этом измеряют угол в точке пересечения истинного меридиана с направлением на предмет. Линией истинного меридиана в этом случае может быть либо одна из сторон рамки карты - западная или восточная, либо линия, проведенная параллельно ей.
При переводе истинного азимута в магнитный к измеренному углу прибавляют величину магнитного склонения, если оно западное, или вычитают эту величину, если склонение восточное. Полученные магнитные азимуты направлений выписывают на карту (см. рис. 73), в таблицу или на схему маршрута.
Измерение расстояний. Расстояния между выбранными на маршруте движения ориентирами измеряют по прямым линиям с помощью циркуля-измерителя и линейного масштаба или линейки с миллиметровыми делениями. Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте расстояния вводится поправка за рельеф (см. табл. 6).
Составление схемы и таблицы движения по азимутам. Схему составляют в такой последовательности:
На чистый лист бумаги переносят с карты начальную точку, ориентиры на точках поворота и конечную точку маршрута. Расположение ориентиров на схеме должно быть подобно их положению на карте. Все ориентиры изображаются на схеме такими же условными знаками, как и на карте;
Перенесенные с карты на схему ориентиры нумеруют и соединяют прямыми линиями;
Против каждой линии выписывают исходные данные для движения в виде дроби: в числителе-магнитные азимуты, в знаменателе - расстояния в метрах. Если движение по азимутам будет совершаться в пешем порядке и известна величина шага ведущего, то расстояния в метрах переводят в пары шагов и выписывают на схему в скобках;
Наносят на схему стрелку север-юг и дополнительно показывают ориентиры в стороне от маршрута, а также по направлению маршрута, которые могут быть использованы при движении как промежуточные или вспомогательные ориентиры.
Применительно к рис. 24 таблица будет иметь следующее содержание (табл. 10).
Таблица 10
№ точки |
Участок пути |
Магнитный азимут (Ам), град |
Расстояние, м |
Расстояние, пара шагов |
Сарай-курган |
||||
Курган - дом лесника |
||||
Дом лесника - перекресток дорог |
||||
Перекресток дорог - мост |
В тех случаях, когда требуется выдержать лишь общее направление движения, например направление наступления, схема (таблица) движения не составляется. Азимут направления движения определяется непосредственно на местности по компасу и объявляется устно.
5.4. Ориентирование на местности по карте в движении
Уверенное ориентирование и выдерживание заданного направления движения по карте во многом зависит от подготовки к ориентированию. Основной задачей при этом является предварительное изучение условий ориентирования по маршруту движения и заблаговременная подготовка данных, необходимых для контроля правильности движения.
Подготовка к ориентированию включает в зависимости от обстановки полностью или частично следующие мероприятия: выбор и изучение маршрута движения, подъем его на карте, измерение протяженности маршрута и разбивку его на отдельные участки, определение азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте, проверку исправности компаса (гирополукомпаса) и спидометра.
Выбор и изучение маршрута. Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обстановки и характера местности. Предпочтение отдается дорогам с твердым покрытием.
Изучение заданного или выбранного маршрута движения выполняют в такой последовательности:
Просматривают маршрут на карте, уясняют характеристику дорог и особенности прилегающей к ним местности, устанавливают наличие придорожных сооружений, которые могут быть ориентирами, отмечают на карте участки, где следует уточнить условия ориентирования;
На отмеченных участках детально изучают местные предметы и формы рельефа, которые могут служить надежными ориентирами; особенно тщательно изучают места поворотов маршрута, перекрестков и развилок дорог, въездов в населенные пункты и выездов из них;
По всему маршруту выбирают через 5-10 км контрольные ориентиры; они должны быть наиболее устойчивыми объектами местности и легко опознаваться при подъезде к ним.
Подъем маршрута на карте. Маршрут на карте поднимают цветным карандашом обычно коричневого цвета. Контрольные ориентиры обводят кружками. Вдоль маршрута проводят прерывистую линию, которая не должна закрывать условный знак дороги, а также по возможности условные знаки местных предметов вдоль нее. Затем измеряют расстояния между контрольными ориентирами, в измеренные расстояния вводят поправки за рельеф и извилистость маршрута (см. табл. 6). Например, если коэффициент поправки равен 1,1, то на карте масштаба 1:100000 десятикилометровый участок откладывают отрезком, равным 9 см. После этого переводят расстояния между ориентирами в показания спидометра и подписывают их у контрольных ориентиров (рис. 76).
При подготовке к движению в условиях, не благоприятных для ориентирования, определяют и подписывают на карте магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было быстро перейти к ориентированию в пути по компасу (гирополукомпасу).
Ориентирование в пути. Перед началом движения на исходном пункте записывают показания спидометра, время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление пути.
Во время движения карту держат перед собой ориентированной, постоянно сличают ее с местностью, следят за прохождением намеченных ориентиров, сверяя показания спидометра. Таким образом осуществляется непрерывное ориентирование, которое обеспечивает правильность выдерживания указанного направления движения.
В бою выдерживание направления движения осуществляется по ориентирам, указанным непосредственно на местности и заранее хорошо изученным.
На марше к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог. Примерно за 200-500 м до поворота механику-водителю указывается место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения. Например: “Через 500 м поворот направо на просеку”.
При въезде в лес или на участок, где мало ориентиров, записывают показания спидометра. Это позволяет в любой момент времени определить свое местоположение по пройденному расстоянию, которое при необходимости откладывается на карте.
К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движении ночью, обычно привлекают всех членов экипажа. Для этого их предварительно знакомят с маршрутом движения, а в ходе марша заранее предупреждают о предстоящем появлении ориентира.
Особенности ориентирования при движении в различных условиях. Ориентирование при движении ночью. В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирается так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных местных предметов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от яруга, чем при движении днем.
Свое местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению совершаемого движения.
При планировании движения вне дорог предварительно готовят данные для движения по азимутам. Повороты маршрута намечают у местных предметов, которые можно легко опознать ночью.
Ориентирование при движении в лесу. Маршрут движения в лесу обычно намечают по дорогам и просекам. Направления движения выдерживают, как правило, по азимутам, особенно при движении в пешем порядке или на лыжах. Свое местоположение в лесу определяют по пройденному расстоянию, поэтому в пути необходимо чаще контролировать правильность направления движения и пройденное по маршруту расстояние.
Ориентирование при движении в пустыне (степи). Маршрут движения в пустынной местности выбирают так, чтобы он включал имеющиеся на местности ориентиры: дороги, русла высохших рек, отдельные курганы, колодцы, оазисы и др. Движение совершают по азимутам, которые подготавливают заранее. Общее направление движения можно выдерживать по небесным светилам или по следу своей машины, если движение происходит прямолинейно.
Ориентирование при движении в горной местности. Маршрут движения в горной местности намечают обычно по лощинам, горным проходам и перевалам. В качестве ориентиров могут быть намечены выделяющиеся вершины гор, седловины, обрывы, скалы, осыпи и другие формы рельефа. Хорошими ориентирами служат горные реки и ручьи, протекающие в долинах. Кроме ориентиров по маршруту полезно намечать вспомогательные ориентиры, видимые со многих точек маршрута. Ими могут быть выступы горного хребта, заснеженные вершины гор. Вспомогагельные ориентиры используются для выдерживания общего направления движения.
Ориентирование при движении в крупном населенном пункте. Маршрут движения через крупный населенный пункт обычно намечают по главным и магистральным улицам. Такие упицы четко выделяются на карте. В качестве ориентиров по маршруту могут быть площади, путепроводы, мосгы, памятники, церкви и другие выделяющиеся местные предметы.
При подходе к населенному пункту тщательно сличают карту с местностью и возможно точнее определяют место въезда в населенный пункт. В самом населенном пункте карту ориентируют по направлзнию улицы, по которой совершают движение.
Важное значение при движении по крупному населенному пункту имеет своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте, так как проезд намеченного поворота может привести к потере ориентировки.
Ориентирование на местности, подвергшейся значительным разрушениям. В районе массовых разрушений карта часто че будет соответствовать местности, что существенно зчтруднит ориентирование. Поэтому для ориентирования в таких районах заранее готовят данные для движения по азимутам. Наиболее устойчивыми ориентирами в районах разрушений являются дороги с твердым покрытием, полотно железных дорог, типовые формы рельефа (вершины гор и холмов, хребты, седловины, лощины).
При ориентировании в движении по сильно измененной местности часто придется обходить различные препятствия и определять свое местоположение по остаткам разрушенных местных предметов. Широкое применение в этих условиях найдет наземная навигационная аппаратура (см, гл. 6), которая позволяет уверенно ориентироваться на местности в любых условиях.
Восстановление потерянной ориентировки. При действиях на незнакомой местности могуг быть случаи, когда из-за недостаточных навыков в ориентировании ориентировка будет потеряна. Первый признак потери ориентировки-на местности не находят объектов, обозначенных на карте, и не могут определить на ней хотя бы приближенно свое местоположение. Для восстановления ориентировки надо попытаться найти на карте свое местоположение путем сличения карты с местностью, предварительно ориентировав карту по сторонам горизонта. Район, в котором предположительно находится место остановки, можно определить, восстановив хотя бы приближенно направление движения от последнего, уверенно опознанного ориентира и пройденное расстояние от него. Если путем сличения карта с местностью восстановить ориентировку затруднительно, можно воспользоваться следующими способами.
Графическое определение на карте района местонахождения. На ориентированной карте от условного знака последнего пройденного ориентира, который был уверенно опознан, проводится прямая, соответствующая направлению последнего участка маршрута. Отложив на прямой пройденное расстояние от ориентира, устанавливают дальнюю границу района местонахождения. Ближняя граница определяется в пределах 3/4 расстояния, пройденною от последнего ориентира. Например (рис. 77), подразделение, совершая марш, достигло северной окраины населенного пункта Осетр (показание спидометра 61,3). Затем, двигаясь к населенному пункту Холм, что в 12,4 км от пункта Осетр, в качестве промежуточного ориентира был намечен мост через реку Уводь. На 4 км пути водитель машины по ошибке свернул влево на проселочную дорогу, на которой также оказался мост, принятый за намеченный промежуточный ориентир. Когда на спидометре появилась цифра 73,7, командир обнаружил потерю ориентировки. Судя по пройденному расстоянию, подразделение должно было находиться в населенном пункте Холм, а фактически оно оказалось в лесу. Уточнив по компасу среднее направление движения от пункта Осетр, командир прочертил его на карте, отложил на нем пройденное расстояние (12 км) и из полученной точки ограничил предполагаемый район своего местонахождения радиусом 3 км (1/4 пройденного пути). После тщательного изучения обозначенного района была обнаружена развилка дорог-место ошибочного поворота с маршрута. Убедившись, что подразделение находится на проселочной дороге, обозначенной на карте, не представляет труда определить точку своего стояния, например по ближайшей по ходу движения развилке дорог, и наметить путь к конечному пункту или к выходу на маршрут.
По линейному ориентиру (рис. 78). Подразделение, двигаясь по заросшей лесной дороге, не обозначенной на карте, достигло лесной поляны. По пройденному расстоянию командир определил вероятный район местонахождения подразделения. На карте в этом районе показано несколько похожих друг на друга полян. Измеренный магнитный азимут направления поляны, на которую вышло подразделение, оказался равным 6°. Таких полян, вытянутых в направлении по азимуту 6°, показано на карте три. Командир внимательно изучил их и установил, что одна из полян находится в лощине, другая расположена в седловине, а третья-на ровном участке местности. Эти особенности расположения полян на рельефе позволили быстро разобраться в обстановке и определить точку стояния (поляна на седловине).
Ориентирование на местности включает в себя определение своего местоположения относительно сторон горизонта и выделяющихся объектов местности, ориентиров, выдерживание заданного или выбранного направления движения и уяснение положения на местности ориентиров, рубежей, и других объектов.
Ориентирование на местности в большинстве случаев может производится:
1. По карте.
2. С помощью компаса.
3. С помощью часов.
4. По небесным светилам.
5. По местным предметам.
6. По различным признакам.
По карте можно определить свое местонахождение, выбрать путь движения с учетом соблюдения маскировки и преодоления возможных препятствий, а также заранее измерить азимуты для движения по бездорожью и в условиях ограниченной видимости. Чтобы ориентироваться по карте на местности, надо прежде всего сориентировать карту и определить точку своего стояния. Для ориентирования карты применяются следующие способы.
В этом случае необходимо выйти на дорогу, просеку, берег реки или другую линию. Отыскать ее на карте и затем поворачивать карту до тех пор, пока направление дороги (линии) на карте не совпадет с направлением дороги (линии) на местности. Затем проверить, чтобы предметы, расположенные справа и слева от дороги (линии), на местности находились с тех же сторон, что и на карте.
Применяется преимущественно на местности, затруднительной для ориентирования (в лесу, в пустыне, в тундре), а также при плохой видимости. В этих условиях компасом определяют направление на север, а затем карту поворачивают (направляют) верхней стороной рамки в сторону севера так, чтобы вертикальная линия координатной сетки карты совпадала с продольной осью магнитной стрелки компаса.
Карту по компасу можно ориентировать более точно с учетом склонения магнитной стрелки. Для этого нужно дополнительно повернуть ее так, чтобы северный конец магнитной стрелки отклонился от штриха 0 градусов шкалы компаса на величину поправки направления, указанную в левом нижнем углу данного листа карты. Следует помнить, что компасом нельзя пользоваться вблизи железных предметов, боевой техники и линий электропередачи, так как они вызывают отклонение магнитной стрелки.
Определить на карте точку своего стояния легче, когда находишься на местности рядом с ориентиром или местным предметом), изображенным на карте. В этом случае расположение условного знака будет совпадать с точкой стояния. Если в точке стояния на местности таких ориентиров нет, то ее можно определить одним из следующих способов.
Для этого необходимо ориентировать карту и опознать на ней и соответственно на местности 1-2 местных предмета, определить глазомерно свое местонахождение на местности относительно этих предметов и наметить также глазомерно свою точку стояния на карте.
Двигаясь по дороге, по просеке в лесу или другой линии на местности, обозначенной на карте, замерить парами шагов или по спидометру машины пройденное расстояние от ближайшего ориентира. Для определения точки своего стояния достаточно лишь отложить измеренное, пройденное, расстояние по масштабу на карте в нужном направлении.
При движении по дороге, по просеке, вдоль телеграфной линии, свое местонахождение можно определить по местным предметам или ориентирам, расположенным по сторонам дороги. Для этого надо ориентировать карту по направлению дороги и опознать на ней и на местности какой-либо ориентир.
Затем приложить линейку или карандаш к выбранному ориентиру на карте и не сбивая ориентировки карты, поворачивать линейку вокруг условного знака ориентира до тех пор, пока ее направление не совпадет с направлением на ориентир. То место, где линейка пересечет дорогу, и будет точкой стояния.
При по бездорожью, когда точка стояния ничем не обозначена на карте, ее можно определить обратной засечкой по двум-трем направлениям. Для этого надо выбрать на карте и на местности 2-3 ориентира. Затем ориентировать карту по компасу и аналогично предыдущему способу провизировать и прочертить по линейке направления на каждый из выбранных ориентиров. Место пересечения прочерченных линий и будет точкой стояния.
Такое ориентирование заключается в определении сторон горизонта, направлений на север, восток, юг, запад, и своего местонахождения на местности относительно назначенных или выбранных ориентиров и применяется обычно на ограниченной территории. При определении сторон горизонта по компасу ему придается горизонтальное положение, тормоз стрелки освобождается. После прекращения колебаний ее светящийся конец укажет направление на север.
Для определения сторон горизонта по Солнцу и часам необходимо встать лицом к Солнцу. Положить часы, показывающие местное время так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Линия, делящая угол между часовой стрелкой и направлением на цифру «1» по зимнему времени или на «2» по летнему времени (только для территории СНГ) пополам, покажет направление на юг. По Полярной звезде, которая всегда находится на севере, стороны горизонта определяют как показано на рисунке выше.
По Луне и часам ориентируются, когда плохо просматривается звездное небо. В полнолуние стороны горизонта можно определить по Луне с помощью часов так же, как и по Солнцу. Если Луна неполная, прибывает или убывает, то нужно:
1. Разделить на глаз радиус диска Луны на шесть равных частей, определить, сколько таких частей содержится в поперечнике видимого серпа Луны, и заметить по часам время.
2. Из этого времени вычесть, если Луна прибывает, или прибавить, если Луна убывает, столько частей, сколько содержится в поперечнике видимого серпа Луны. Чтобы не ошибиться, когда брать разность, а когда сумму, можно воспользоваться способом показанным на рисунке ниже. Полученная сумма или разность покажет час, когда в том направлении, где находится Луна, будет находиться Солнце.
3. Направить на Луну то место на циферблате часов, которое соответствует полученному после сложения или вычитания времени. Биссектриса угла между направлением на Луну и на час (по зимнему времени) или на два часа (по летнему времени) покажет направление на юг.
Определение сторон горизонта по местным предметам весьма не точно, а иногда бывает вообще ошибочно . Поэтому его надо обязательно производит только в сочетании с другими способами. В основе ориентирования по местным предметам лежит знание следующих признаков.
— Кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне, тоньше и эластичнее, у светлее — на южной.
— У сосны вторичная, бурая, потрескавшаяся кора на северной стороне ствола поднимается выше, чем на южной.
— На деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны.
— Годовые кольца на свежих пнях деревьев расположены гуще с северной стороны.
— С северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками.
— Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, кроме того, южный скат муравейников как правило пологий, северный — крутой.
— Ягоды и фрукты раньше краснеют (желтеют) с южной стороны.
— Летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь.
— У отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны.
— Снег быстрее подтаивает на южных склонах, в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины (шипы), направленные на юг.
— Алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны.
— Приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север.
По материалам книги «Учебник сержанта войсковой разведки».
1989 г.
Ориентирование по карте состоит из ориентирования карты и нахождения точки стояния. Сориентировать карту - это значит расположить ее так, чтобы все ориентиры местности были параллельны тем же линиям на карте. Если карта сориентирована, сличать местность с картой легко. Для ориентирования карты по компасу компас надо расположить на боковую рамку карты или на линию меридиана и повернуть карту так, чтобы северная точка лимба совпадала с северным концом меридиана, а южная - с южным. Если часть маршрута проходит мимо линейных ориентиров (дорога, канал, линия электропередач, река), карта может быть сориентирована по ним. Для этого ее надо повернуть так, чтобы ось линейного ориентира на карте совпала с его осью на местности.
Определение точки местонахождения или точки стояния требует тщательного ориентирования карты. Главные способы определения точек стояния: по местным предметам, промером расстояний, обратной засечкой. Определяя точку стояния по местным предметам, надо сориентировать карту, сверить ее с местностью, отождествить ориентиры, т. е. найти на местности то, что изображено на карте. Опознав на местности 1-2 ориентира, на глаз определяют до них расстояние и помечают на карте точку своего стояния. В пути, внимательно сверяя карту с местностью, можно постоянно иметь представление о точке или районе местонахождения.
При движении по лесу или равнине без видимых местных предметов-ориентиров точку или район местоположения определяют по промеру. Он заключается в том, что, зная направление движения или передвигаясь вдоль линейных ориентиров, измеряют расстояние от опознанного предмета на местности и изображенного на карте. Отложив измеренное расстояние по масштабу на карте, получают точку места стояния. Пройденное расстояние измеряют по времени движения. Для этого надо следить за часами и записывать начало движения, время пути, время остановок, время прохождения отдельных ориентиров, а затем чистое время движения умножить на скорость. Отложив найденное расстояние по линии движения на карте, получают точку местонахождения.
Определить расстояние до ориентира или предмета можно глазомерно. При многократной тренировке степень точности измерения расстояний можно довести до ±10-15%. Известно, что видимость различных предметов неодинакова. Например, черепицу на крышах можно увидеть за 200 м, переплеты в окнах за 500 м, телеграфные столбы за 1000 м и т. д.
Более точный метод измерения расстояний в пути - по счету шагов. Счет проводится парами шагов под одну ногу, но для этого надо вымерить длину шага по дороге, тропе, в лесу, на спуске, подъеме. На дороге определить длину пары шагов лучше всего между километровыми столбами, подсчитав количество пар шагов между столбами.
Определение точки стояния обратной засечкой проводится по линейному ориентиру и местному предмету или по 2-3 ориентирам. В первом случае, если карта сориентирована по линиям местности, а турист находится на этой линии, то для нахождения точки стояния надо отыскать на карте ориентир, видимый на местности. Приложив визирную линейку к его изображению на карте и визируя через нее на ориентир на местности, прочерчивают на себя прямую. Тогда пересечение этой прямой с линией ориентирования будет точкой стояния. Если для определения точки стояния используется 2-3 ориентира, то, сориентировав карту, последовательно визируют и прочерчивают направление от нескольких ориентиров. Точка пересечения линий будет точкой стояния.
Карта – необходимая вещь для похода. Благодаря ориентированию по карте, туристический поход пройдет легко и беззаботно. Карта поможет проложить нужный маршрут, определить местонахождение группы, найти необходимые ориентиры.
Применяют карты спортсмены, туристы, военные. Даже после того, как появилось Джи пи эс, карта осталась верным помощником.
Ориентирование по карте – это нахождение направления сторон света, определение своего местонахождения относительно окружающей среды и нахождение необходимого направления движения группы.
Для ориентирования на местности необходимо знать расположение сторон света.
Чтобы сориентироваться на местности, турист может использовать различные подручные инструменты. Например:
Тогда ориентируются на северную звезду и крайние звезды Большой Медведицы, следует провести прямую и разделить ее на 5 частей. Пятая часть будет указывать на север.
Также можно использовать подручные предметы и природу.
Таким образом, можно ориентироваться по солнцу , в 7 утра оно на востоке, 13 на юге, в 19 на западе, в 1 на севере. Для этого часы берут в горизонтальном положении, часовую стрелку направляют к солнцу. Тогда угол между 12 часами и направленной стрелкой, необходимо разделить, он будет указывать на юг, до полудня он будет находиться справа, а после с лева.
Можно ориентироваться по деревьям, мох всегда растет с северной стороны.
Для более детального поиска места нахождения следует использовать карту, она позволит быстро определить, где находиться группа и куда следует двигаться.
Ориентирование по карте, с помощью компаса
Определить свою точку местонахождения наиболее просто по ориентиру местности, например на карте, обозначены переулки, деревья, горы, мосты. Искать личное местонахождение на карте будет удобней благодаря условным знакам обозначения той или иной местности.
Также местонахождение возможно определить:
Более простым способом определить, где находиться группа, является нахождение ориентира горы, здания, поселения, лесополосы.
Необходимо рассмотреть местность, на которой оказалась группа, найти примечательные объекты, затем их искать на карте.
Для определения расстояния между объектами, следует:
Чтобы применять данный вид определения расстояния между точками, нужно сопоставлять предметы в размерах, а после перепроверять на карте. Нужно помнить, что чем больше отрезок, тем больше расстояние до него.
Наиболее простой способ найти свое местоположение на карте, это найти ориентир, который будет обозначен на ней.
Для того, чтобы определить свое местоположение следует повернуть северный угол карты к северу, тогда все направления карты будут направлены соответственно сторонам света.
Тогда следует ориентироваться по направлениям на карте и нанесенным ориентирам, если невозможно ориентироваться на местности, следует использовать компас.
Для сопоставления линий на карте и местности, следует найти ровный участок территории, поворачивают карту соответственно направлению ровного участка дороги, тогда вся остальная территория будет, расположатся по разные стороны от карты.
Также можно сопоставить свое местоположение относительно ориентира, тогда карту разворачивают так чтобы от местонахождения человека, проводилась прямая линия до ориентира. К точкам на карте, можно приложить линейку, для более точного измерения расстояния.
Сопоставление местности по компасу, следует проводить, когда местность скудна, и по ней сложно сориентироваться на карте. Тогда компас необходимо устанавливать относительно линий или рамки карты.
Для следует, знать и уметь определять стороны света. Уметь читать карту и ее обозначения. На досуге развивать способности определения дистанции между объектами.