Игры онлайн

Игры онлайн

» » Картотека по развитию речи на тему: Пальчиковые игры. Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах

Картотека по развитию речи на тему: Пальчиковые игры. Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах

Валерия Пономарева

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук , умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев ) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи ) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии , у него возникают проблемы с речью. Развивая пальчики ребенка – мы развиваем и его речь .

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Ребенок накапливает свой опыт именно в игре. Игры с пальчиками являются не только стимулом для развития речи и мелкой моторики , но и одним из вариантов радостного общения. Эти игры эмоциональны и увлекательны, Способствуют не только развитию речи , но и творческой деятельности детей.

Игра и труд являются сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны .

В связи с тем, что наш детский сад в данный момент работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» , мы проанализировали рекомендации к программе по данной проблеме и пришли к выводу, что развитие мелкой моторики не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах. Поэтому была поставлена цель - подобрать серию пальчиковых игр и упражнений , способствующих опосредованно влиять на развитие речи детей . Использовать игры и упражнения в НОД , в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности, наладить работу с узкими специалистами и с родителями в данном направлении.

Эмоциональный настрой детей очень важен, от этого зависит интерес ребенка к деятельности.

Наша группа разновозрастная, называется «Антошка» , ее посещают дети от 5 до 7 лет. Первая игра, которую я хотела бы предложить Вашему вниманию, называется «Солнышко проснулось» . (движения придумывали вместе с детьми, какие они будут – зависит от Вашей фантазии).

Утром солнышко проснулось,

Сладко – сладко потянулось.

Платье новое надело

И по небу полетело.

С облачками поиграло,

В лужах лучики пускало.

Вдруг заметило в окошке

В детский сад, пришли «антошки» .

(Во время проговаривания стихотворения дети выполняют пальчиковую гимнастику , а затем крепят свои прищепочки к солнышку, в зависимости от своего настроения : солнышко- хорошее настроение или облачко - плохое). (Слайд 3-5) . Для этой игры было изготовлено солнышко, на которое дети прикрепляют свои прищепочки – настроения.

Игра сочетает в себе двигательную и речевую активность, это помогает настроить детей на дальнейшее продуктивное взаимодействие.

По количеству солнышек или облачков можно определить эмоциональный настрой группы, а исходя из этого, построить образовательный процесс, направленный на оптимизацию эмоционального фона детей.



В ходе проведения пальчиковых игр дети активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями , концентрировать внимание на определенном виде деятельности.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.

Игра с бусами «Найди пару» . В этой игре дети разбирают по парам бусинки в специальные контейнеры. Тренируя свои пальчики , дети развивают еще и внимание .

Игра с бусинами «Лучик солнца» . (Слайд 6)

Солнце брызги разбросало

Я в ладошки их собрала .

Посмотрела, поиграла.

И на нитку нанизала.

Бусы солнечного цвета

Это мне подарок лета.

Я достану их зимой –

И согреюсь теплотой!



Игра «Напиши букву» (цифру) .

Детям выдаются заготовленные шаблоны с буквами или цифрами. Под специально подобранное музыкальное сопровождение, дети по заданному контуру, прописывают букву или цифру. При проведении игры , мы используем несколько вариантов. По шаблонам дети «прописывают» букву песком, крупой, либо используем наши «колючие дощечки» и прописываем буквы ниточками. (Слайд 7) .




Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что

нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребенка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Пальчиковая гимнастика является элементом при проведении непосредственно - образовательной деятельности. Например : одним из приемов закрепления материала является загадывание загадок. При отгадывании загадки, ребенок выбирает нужную птицу и прикрепляет ее к веточке дерева. Для этой работы было изготовлено специальное дерево и прищепки с птицами.

Работа в уголке природы. (Слайд 8)

Птица по ночам не спит,

Лес родной свой сторожит.

В темноте глаза сверкают,

Птица их не закрывает.

Ответ : сова

Синяя косынка, темненькая спинка.

Маленькая птичка. Звать её синичка.

Очень любят провода,

И сидят на них всегда.

Вот опять уселись в ряд,

И о чём-то говорят,

И щебечут ласково

Божьи птички - ласточки.


Для того, чтобы еще и помассировать наши пальчики , у нас заготовлены так называемые массажные дощечки, имеющие колючую структуру.

Проговаривая очередную историю, мы каждым пальчиком касаемся колючей поверхности. (Слайд 9) .

В гости к пальчику большому ,

Приходили прямо к дому –

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Наш мизинчик малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики - друзья ,

Друг без друга – им нельзя!


Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук , развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. В головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук , расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Игра «Разбей по слогам» (фасоль или горох) . Для хорошо читающих детей, заготовлены карточки со словами, тем, кому еще сложно, слово задается в устной форме. В процессе игры у детей формируется зрительно- моторный образ слова. (Слайд 10)

Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых . Кроме того, они развивают их ловкость , подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение. Для релаксации, расслабления и снятия напряжения используются игры с песком .

Игры с песком . (Слайд 11-12)

Каждая игра имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза. «Пальчиковые игры » - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев . Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» и т. д.

Игра «Соберем ягоды» (коврик, фасоль или шарики) .

Дети двумя пальцами берут по одной фасолинке или шарику и зажимают в ладошке , при этом проговаривают :

Одну ягодку беру,

На вторую смотрю,

Третью примечаю,

А четвертая мерещится.

Собирают «ягодки» , пока ладошка может их удерживать . Затем по одной выкладывают на коврик, считая, сколько ягод они собрали. Таким образом, мы развиваем ловкость пальчиков , способность удерживать мелкие предметы в ладошке , у нас задействован речевой аппарат, плюс закрепляем порядковый счет. (Слайд 13) .

Уровень и темп развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков .

Игра «Волшебные ниточки» - с помощью пальчиковых игр мы развиваем не только мелкую моторику и речь, но и образное мышление, воображение. (Слайд 14) .




Пальчиковые игры и упражнения – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использование «пальчиковой » гимнастики стимулирует развитие речи , мышления, внимания, быстроту реакции и т. д. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей.


Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям :

Сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

Подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;

Предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;

развивать внимание , терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

Стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

Научиться управлять своим телом , чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;

Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

А если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Для того, чтобы и родители могли развивать речь детей по средствам пальчиковых игр и упражнений , были проведены мастер- классы, а так же изготовлены небольшие книжки – малышки с различными видами пальчиковой гимнастики .

На этом наша работа не закончена, мы планируем и дальше развивать и совершенствовать речь наших детей по средствам пальчиковых игр и упражнений .



Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном , особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Уже в первые месяцы младенец оживляется, кода видит мать или близкого ему человека, яркую игрушку, выражая свою радость движениями ручек и ножек, а также гулением («воркованием»). В 3-4 месяца у малыша возникает потребность в общении со взрослым. Он ищет его взглядом, улыбается, произносит звуки. К 6-и месячному возрасту, ребенок начинает произносить слоги – лепечет, а к 10 месяцам - повторять не только отдельные слоги, но и простые слова из отдельных слогов.

Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «вкус».

Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира.

В результате к году ребенок накопит пассивный словарь, - слова, которые он не может еще говорить сам, но понимает, когда их произносят окружающие. Поэтому задача взрослых – как можно больше говорить, озвучивая и называя маленькому человеку предметы, которые находятся вокруг него, и происходящие действия.

Когда малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.

Конечно же, потребуются разные игрушки, пособия, книжки.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы :

I группа. Упражнения для кистей рук

Развивают подражательную способность;

Учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

Учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические

Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические

Развивают точную координацию движений;

Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

Учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

Игровые задания должны постепенно усложняться.

Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

Графические упражнения: штриховка картинки, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:

  • «Массаж подушечек пальцев рук»
  • «Массаж фаланг пальцев»
  • «Массаж прижимающий»
  • «Упражнение с мячом-ёжиком»
  • «Упражнение с прищепками»
  • «Самомассаж горохом»
  • «Горох и фасоль»
  • «Колечки»
  • «Гладь мои ладошки, ёж»

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:

  • «Цепочки»
  • «Ножки»
  • «Соединение одноимённых пальцев»
  • «Пианист»
  • «Пальчики кивают»
  • «Горошки»
  • «Упражнение с пробками»
  • «Пальцеход»
  • «Колодец»

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

  • «Ладонь – кулак»
  • «Поочерёдное соединение всех пальцев»
  • «Ножки»

Упражнения с различными предметам (требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе):

  • «Упражнение с мячом-ёжиком»
  • «Упражнение с прищепками»
  • «Упражнение с эспандерами»
  • «Упражнение со стопором»
  • «Упражнение с пробками»
  • «Узловка»
  • «Упражнение с чётками»
  • «Упражнение с бусами»
  • «Упражнение со счётными палочками»
  • «Пальцеход»
  • «Комканье платка»
  • «Колодец»
  • «Горох и фасоль»
  • «Все узлы переберу»
  • «Мне дала синичка хрупкое яичко»
  • «Волшебные орешки»
  • «Будь сильней моя рука»

Гимнастика для пальцев:

  • «Щелчки»
  • «Потягивание за кончики пальцев»

Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Еще во II столетии до н. э. для врачевания тела и разума применялись различные мануальные практики. Современная физиология доказывает взаимосвязь между движениями рук и состоянием организма, а педиатры всего мира рекомендуют начинать заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой с первых месяцев его жизни. В современном Китае очень популярны упражнения с шариками, выполненными из камня или металла. А в Японии для таких игр используют грецкие орехи.

Ученые утверждают, что движения рук напрямую связаны с высшей нервной деятельностью. Даже простые движения пальцев способны развивать артикуляцию и правильное произношение звуков речи. Ведь многие мамы отмечают такую последовательность раннего развития детей: сначала у малыша стали более совершенными «тонкие» движения пальчиков (например, он с ловкой координацией стал брать мелкие предметы двумя пальцами, научился застегивать и расстегивать пуговицы, освоил шнуровку), а вскоре достаточно четко и осмысленно сказал свои первые слова.

Физиологи же напрямую доказывают, что этап становления речи напрямую зависит от тренированности пальцев на руках.

У младенца в первые месяцы его жизни моторика – едва ли не единственный качественный показатель его развития. Вот почему педиатры советуют начинать пальчиковую гимнастику уже с 2-месячного возраста (просто раньше времени бодрствования малыша маме хватает только на то, чтобы его покормить, переодеть и приголубить).

Упражнения

Для 2-месячного малыша

  1. Когда карапуз в духе, возьми двумя пальцами его за пальчик и аккуратно потяни в направлении от ладошки. Как будто ты хочешь вытащить его из руки, растянуть и сделать длиннее, тем самым ускорив рост малыша (и сколько бы тебе ни говорили, что не стоит торопить события, ведь все равно хочется, чтобы кроха поскорее подрастал, правда?). Такие движения проделывай с каждым пальчиком. Хорошо, если добавить ритуальности такой игре, приговаривая, обращаясь к каждому пальцу: «Здравствуй, пальчик!», или же мама может придумать любой другой пароль, который проговаривать всякий раз во время этого занятия. Это правило (присказка, сопутствующая определенному действию) актуально абсолютно для всех упражнений.
  2. Легонько зажми своим пальцами пальчик крохи и покрути им: сначала по часовой, затем против часовой стрелки. Повтори с каждым пальцем по отдельности.
  3. Приобрети в зоомагазине (не удивляйся!) шарик с «бахромой», то есть с мягкими шипами. Сейчас вам подойдут шарики самого малого диаметра. Вложи такой шарик в раскрытую ладошку малыша и перекатывай его. Такой мягкий щекотный массаж всей ладони явно понравится ребенку. Не забирай игрушку, когда малыш начнет засыпать. Пусть во сне он сжимает шарик, тогда тренировка его мозга не будет прекращаться.

С 4-х месяцев в пальчиковую зарядку добавляем следующие упражнения:

  1. Теперь купи шарики побольше (благо, ты уже знаешь, где) и измени «тактику» упражнения. Между ладошками малыша вложи шарик и, легко прижимая своими руками, делай круговые движения. Таким образом, получится, что ребенок сам в ладонях перекатывает шарик.

С 5 месяцев

  1. Упражнение «погладь по головке». Поднимай поочередно руки малыша и раскрытой ладошкой води по его голове вперед-назад, взъерошивая волосы. Так тренируется не только ладонь, но и мышцы рук и плечевого пояса
  2. Делай ребенку массаж пальцев, подробно разминай каждую фалангу, а чтобы малыш не скучал, напевай его любимую песенку. Такой массаж нужно делать каждый день, не менее 2 - 3 минут

С 6 месяцев

помимо мягкого шарика малыш уже может с твоей помощью катать в ручках твердый грецкий орех (как мы уже говорили, это упражнение очень популярно в Японии, которая славится высокоинтеллектуальными технологиями, а мы же тоже растим умницу!)

МБДОУ ДС № 38 "Колокольчик"

г. Светлоград Петровского муниципального района

Группа комбинированного вида

"Дюймовочка"

Играем пальчиками -

развиваем речь

Учитель-логопед

Т.Н. Головко

г. Светлоград – 2016г.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там где развитие речи происходим своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 мин.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей.

Пальчиковые игры

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает исправиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают теле-аудио-видео.. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффектно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой гимнастики» стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой гимнастики берёт малыша на руки, сажает на колени его, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает и щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получаем массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится эта игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой руки контролируется разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Для малыша 2-3 лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговицы, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.д.

Этапы разучивания игры:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

Если в новой игре имеются незнакомые малышу персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

Детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно движения без текста.

Выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми.- Проводите занятие весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Кладём на стол расслабленные ладошки, «пальчики отдыхают, не шевелятся», затем сжимаем кулачки, предлагаем ребёнку продемонстрировать, какой он сильный. Затем опять ладошки, кулачки – выполняется 5-7 раз.

Упражнение 2. «Котёнок»

Предлагаем ребёнку взять в правую руку резиновую игрушку и ритмично сжимать её на каждое слово фразы. То же самое с левой рукой, те же движения с обеими руками одновременно:

Ты, котёнок, не пищи,

Лучше маму поищи!

Правую руку ставим на стол на локоть, загибая по очереди пальцы, начиная с большого, предлагаем ребёнку посчитать пальчики. Затем «проверяем»: разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

Упражнение 4 «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять - Разжимать пальцы из

кулака по одному,

Вышли пальчики гулять начиная с большого,

Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать по очереди широко

расставленные пальцы в кулак,

В домик спрятались опять начиная с мизинца.

Правая рука согнута в локте, пальцы разогнуты. По очереди загибаем пальцы, начиная с большого:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик наш малыш.

Затем то же самое упражнение выполняем на левой руке, на обоих руках одновременно.

«Подушечкой» большого пальца правой руки поочерёдно касаться всех пальцев этой же руки:

Здравствуй, этот пальчик,

Здравствуй этот пальчик…

Это же упражнение выполняется пальцами левой руки, затем одновременно правой и левой руки.

Мы капусту рубим, - Резкие движения кистями вверх, вниз.

Мы морковку трём, - По ладошке левой руки скользим кулачком

правой руки.

Мы капусту солим, - Движения пальцев обеих рук имитируют

посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмём. – Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в

Упражнение 8. «Цветочек»

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу («бутончик»), затем развести пальцы в стороны, слегка округлив их («цветочек»). Ритмичное движение пальцами вместе – врозь:

Был бутончик маленький,

Стал цветочек аленький.

Упражнение 9. «Телёнок»

Согнуть пальцы правой руки в кулак. По очереди разгибать их, начиная с большого:

Этот телёнок пьёт молоко,

Этот телёнок ушёл далеко,

Этот телёнок травку жуёт,

Этот телёнок копытцами бьёт,

Этот телёнок мычит:

Почему-му. Все ушли, скучно мне одному!

Пальчик-мальчик, где ты был? - Указательным пальцем левой руки

стучим по большому пальцуправой

С этим братцем в лес ходил, - Прикасаться «подушечкой» большого

С этим братцем щи варил, пальца поочередно к «подушечкам»

всех остальных пальцев правой руки,

начиная с указательного

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Упражнение 11. «Наша Таня»

Читая стихотворение, предлагаем ребёнку большим пальцем правой руки прикасаться по очереди к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного:

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,-

Не утонет в речке мяч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачем нужны пальчиковые игры?

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там где развитие речи происходим своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 мин.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей.

Пальчиковые игры

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает исправиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают теле-аудио-видео.. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффектно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой гимнастики» стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой гимнастики берёт малыша на руки, сажает на колени его, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает и щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получаем массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится эта игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой руки контролируется разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Для малыша 2-3 лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговицы, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.д.

Этапы разучивания игры:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

Если в новой игре имеются незнакомые малышу персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

Детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно движения без текста.

Выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми.- Проводите занятие весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Комплекс упражнений для пальчиков

Упражнение 1. «Ладошки-кулачки»

Кладём на стол расслабленные ладошки, «пальчики отдыхают, не шевелятся», затем сжимаем кулачки, предлагаем ребёнку продемонстрировать, какой он сильный. Затем опять ладошки, кулачки – выполняется 5-7 раз.

Упражнение 2. «Котёнок»

Предлагаем ребёнку взять в правую руку резиновую игрушку и ритмично сжимать её на каждое слово фразы. То же самое с левой рукой, те же движения с обеими руками одновременно:

Ты, котёнок, не пищи,

Лучше маму поищи!

Правую руку ставим на стол на локоть, загибая по очереди пальцы, начиная с большого, предлагаем ребёнку посчитать пальчики. Затем «проверяем»: разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

Упражнение 4 «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять - Разжимать пальцы из

Кулака по одному,

Вышли пальчики гулять начиная с большого,

Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать по очереди широко

Расставленные пальцы в кулак,

В домик спрятались опять начиная с мизинца.

Упражнение 5. «Назвать пальчики»

Правая рука согнута в локте, пальцы разогнуты. По очереди загибаем пальцы, начиная с большого:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик наш малыш.

Затем то же самое упражнение выполняем на левой руке, на обоих руках одновременно.

Упражнение 6. «Пальчики здороваются»

«Подушечкой» большого пальца правой руки поочерёдно касаться всех пальцев этой же руки:

Здравствуй, этот пальчик,

Здравствуй этот пальчик…

Это же упражнение выполняется пальцами левой руки, затем одновременно правой и левой руки.

Упражнение 7. «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, - Резкие движения кистями вверх, вниз.

Мы морковку трём, - По ладошке левой руки скользим кулачком

Правой руки.

Мы капусту солим, - Движения пальцев обеих рук имитируют

Посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмём. – Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в

Кулаки.

Упражнение 8. «Цветочек»

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу («бутончик»), затем развести пальцы в стороны, слегка округлив их («цветочек»). Ритмичное движение пальцами вместе – врозь:

Был бутончик маленький,

Стал цветочек аленький.

Упражнение 9. «Телёнок»

Согнуть пальцы правой руки в кулак. По очереди разгибать их, начиная с большого :

Этот телёнок пьёт молоко,

Этот телёнок ушёл далеко,

Этот телёнок травку жуёт,

Этот телёнок копытцами бьёт,

Этот телёнок мычит:

Почему-му. Все ушли, скучно мне одному!

Упражнение 10. «Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был? - Указательным пальцем левой руки

Стучим по большому пальцуправой

Руки.

С этим братцем в лес ходил, - Прикасаться «подушечкой» большого

С этим братцем щи варил, пальца поочередно к «подушечкам»

Всех остальных пальцев правой руки,

Начиная с указательного

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Упражнение 11. «Наша Таня»

Читая стихотворение, предлагаем ребёнку большим пальцем правой руки прикасаться по очереди к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного:

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,-

Не утонет в речке мяч.

Упражнение12. «Замок»

На двери висит замок. – Ритмичные быстрые соединения

Пальцев в замок.

Кто открыть его бы мог? - Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся

В разные стороны.

Потянули, покрутили, - Движения сцепленными пальцами от

Себя к себе.

Постучали и открыли - Пальцы сцеплены, основания ладоней

Стучат друг о друга, пальцы

расцепляются.

МБДОУ ДС № 38 "Колокольчик"

г. Светлоград Петровского муниципального района

Группа комбинированного вида

"Дюймовочка"

Играем пальчиками -

Развиваем речь

Учитель-логопед

Т.Н. Головко

г. Светлоград – 2016г.


Если вы хотите чтобы ваш малыш научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальчики, мелкую моторику. Активную тренировку пальчиков малыша рекомендуют начинать как можно раньше, например с восьмимесячного возраста. Упражнения, игры по тренировке пальчиков рук являются мощным средством для повышения работоспособности коры головного мозга. Наукой уже доказано что чем раньше вы будите развивать мелкую моторику, тем быстрее ребенок научится говорить. Также это благотворно скажется на всем умственном развитии.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет.

Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы - шарики, кубики и т.п.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.

Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь - кулак - ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Упражнение на развитие мелкой моторики для дошкольников

Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики.
  • Помогает развивать речь.
  • Повышает работоспособность коры головного мозга.
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  • Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы - самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами:

Развитие мелкой моторики. Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.

Попробуйте выложить из них любой рисунок - солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов - серьезное занятие.

Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное - развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

Игры с пластилином на развитие мелкой моторики

Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

  • Кусочки пластилина
  • Катает наша Зина,
  • Шарики, колбаски,
  • И оживают сказки.
  • Пальчики стараются,
  • Лепят, развиваются.
Игры с бумагой на развитие мелкой моторики

Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок - оригами.

Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

  • можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
  • катать крупу между большим и указательным пальцами;
  • придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
  • покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: пальчек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т. д.